Сотни высококвалифицированных пилотов и бортпроводников из «ВИМ-авиа» вот-вот останутся без работы. Помощи ждать неоткуда, убеждены они, и уже самостоятельно подыскивают новые места. Зарплату им не выдают, зато деньги нашлись на премирование топ-менеджеров авиаперевозчика незадолго до инцидента, выяснил «Шторм».
В штате «ВИМ-авиа», по данным СПАРК, — больше тысячи человек. Уточнить эту цифру в самой авиакомпании не удалось: звонки и официальный запрос на момент выхода материала остались без ответа.
Проблемы внутри организации были всегда.
«Трудовые нормы систематически нарушались, а заработок не выплачивался»,— на условиях анонимности рассказывает одна из бортпроводниц, написавших заявление на увольнение.
По ее словам, вместо ежемесячных 80 часов, которые служащие флота должны были проводить в небе, они находились почти вдвое больше — 120-140 часов. Попытка сняться с рейса была заведомо провальной: объяснительные руководством не принимались. Сотрудников ставили перед выбором: уход на больничный за свой счет либо увольнение. Зарплаты иногда не выплачивались месяцами — пока кто-то не решался пожаловаться, в отпуск разрешали уходить только зимой, в самое неудобное для этого время года.
Житель Подмосковья Владимир Скуратов работал в «ВИМ-авиа» бортпроводником. У него обнаружили опухоль мозга, из-за чего он перевелся на наземную работу — стал диспетчером по планированию экипажей. Правда, вскоре уволился. Однако расчет так и не получил. Владимир уже обратился в трудовую инспекцию и подготовил иск в суд — надеется взыскать с бывшего работодателя более 220 тысяч рублей. Он уверен, что тяжелое заболевание связано с работой на борту, поскольку организм постоянно подвергался стрессу: тут и смена часовых поясов, и изменения давления в самолете. Ну и, конечно же, полеты сверх установленных норм, подтверждает Владимир.
«В офисе авиакомпании уже работают несколько надзорных структур — вероятно, эти факты в скором времени вскроются», — предполагает мужчина.
Деньги ушли в никуда
После публичной порки Владимиром Путиным чиновников за прекращение работы «ВИМ-авиа» власти принялись разгребать давно накопившиеся проблемы. Генпрокуратура внезапно выяснила, что перед сотрудниками авиаперевозчика только за июль имеется задолженность в 60 миллионов рублей. Компания, почти не мешкая, сообщила, что погасила всю сумму. Оставшиеся долги за август и сентябрь составили порядка 260 миллионов рублей, утверждал Роструд. Зарплаты за первый месяц осени обещают вернуть до конца недели, следует из письма «ВИМ-авиа», разосланного сотрудникам (скриншот письма имеется в распоряжении редакции).
«Шторму» удалось узнать у пятерых сотрудников, сколько «ВИМ-авиа» им задолжала. Во-первых, выяснилось, что ни одному не выплатили полную зарплату за июль (куда делись 60 миллионов, направленных на эти цели, непонятно).
Во-вторых, суммы по долгам варьируются в пределах от 150 тысяч рублей (перед новоиспеченным бортпроводником) до миллиона рублей (перед пилотом). Путем нехитрых подсчетов легко прийти к выводу, что цифры, которые озвучивают «сверху», явно далеки от реальных.
«Их не хватит даже, чтобы покрыть половину задолженности перед летным составом», — подытоживает еще одна сотрудница «ВИМ-авиа».
Другая в разговоре со «Штормом» подчеркнула, что зарплаты они получали выше, чем в других авиакомпаниях. Но и требования к персоналу предъявлялись соответствующие: «Руководство у бортпроводников было строгим, с нас требовали по полной программе — безопасность полетов, знания аварийно-спасательного оборудования».
Коротко о воздушных рабах
Все, что сейчас происходит с «ВИМ-авиа», напоминает ситуацию обанкроченной «Трансаэро», некогда уступавшей в России лишь «Аэрофлоту». Тогда, в 2015 году, почти в одночасье без работы остались около 10 тысяч человек. Сверху, конечно, обещали помочь с дальнейшим трудоустройством. И действительно помогли: в итоге предложили высококвалифицированным специалистам перебраться в «Пятерочку», говорит источник «Шторма». Лидер профсоюза работников «Трансаэро» Дмитрий Савишин отказался комментировать эту инициативу.
Те из них, кто ожидал банкротства и рассчитывал на компенсацию, подрабатывали где придется. «Фонтанка» упоминала историю пилота, которому пришлось стать на время таксистом.
«Ни в одной стране мира не бросают летчиков. Чтобы научиться вести самолет, необходимо не менее 20 лет. Я обучался во всех странах. Я жил, я летал. А теперь мне стыдно», — рассказывал тот человек.
Выходцы из «ВИМ-авиа» пока не опускают руки. Одна из собеседниц «Шторма» рассказывает, что свою помощь бортпроводникам уже предложила, в частности, компания Azur air. Авиаперевозчик подтвердил, что готов трудоустроить «высвобождаемых сотрудников». У него есть вакансии «в связи с расширением полетной программы и увеличением парка воздушных судов».
Пилот, с которым нам удалось связаться, говорит, что многие его коллеги подумывают перебраться за рубеж. Часть хочет попасть в Китай, поскольку «там зарплата в пять раз выше». Впрочем, саму эту возможность еще летом пресекла Росавиация: когда стало известно, что пилоты повально уезжают, ведомство отказалось подтверждать их сертификаты.
«Мы высокопрофессиональные кадры, имеющие дело с опасной работой, а нас считают за рабов и воздушных таксистов!» — сетует собеседник.
«Аэрофлот» положил глаз
Хотя «Аэрофлот» сразу же заявил, что не претендует на активы «ВИМ-авиа», в авиационном мире бытует другое мнение. Крах авиаперевозчика связывают с указом монополиста.
«Это все понимают, — объясняет пилот «ВИМ-авиа». — Остается только гадать, какая компания будет следующей».
На вопрос о том, для чего «Аэрофлоту» это нужно, он предположил, что виной тому — китайская программа, выполняемая «ВИМ-авиа», за счет которой увеличился поток туристов из КНР. Ее может выполнять и «дочка» «Аэрофлота» — авиакомпания «Россия»: в парке имеются «Боинги» 777 и 747, предназначенные для таких полетов. Плюс ко всему им не хватает работников на бортах.
«Шторм» проверил это предположение. Оказалось, что «Аэрофлот» и «Россия» действительно нуждается в бортпроводниках и пилотах на эти самые боинги. Сейчас на сайтах авиакомпаний такие вакансии актуальны.
Вдобавок за присоединение «ВИМ-авиа» к другому крупному авиаперевозчику выступила Федеральная антимонопольная служба. Ее руководитель Игорь Артемьев заявил, что регулятор не против, только заявок пока не поступало. А незадолго до этого вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что возможность покупки «ВИМ-авиа» уже обсуждают три ее конкурента.
Премирования в условиях кризиса
Пока неясно, есть ли какие-то подвижки в деле о мошенничестве, возбужденном против руководства «ВИМ-авиа»: Следственный комитет молчит. Под стражей уже находятся гендиректор и главбух компании, а сами владельцы скрываются за границей. Источник, знакомый с бухгалтерией авиаперевозчика, рассказал «Шторму», что за несколько дней до краха организации топ-менеджмент премировал себя на 400 тысяч рублей.
Одно понятно — «ВИМ-авиа» ждут серьезные судебные тяжбы. Начиная с 25 сентября, судя по открытым данным, к ней подано несколько исков со стороны других организаций на сумму свыше 55 миллионов рублей.
Среди заявителей, например, числятся аэропорты Благовещенск и Хабаровский. Самое серьезное дело инициировал новосибирский техцентр «Сибирь Техник», связанный с другим авиаперевозчиком – компанией S7. Любопытен и тот факт, что гендиректором юрлица выступает предприниматель Игорь Курилов. Человек с таким же именем руководит региональным пограничным управлением ФСБ по Сибирскому федеральному округу, а присвоенный Курилову ИНН, указанный в базе СПАРК, невозможно найти в реестре МСП (единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. — Примеч. «Шторма»).