Вынужденные каникулы, введенные в стране из-за пандемии коронавируса, создали сложную ситуацию в отношениях владельцев торговых центров и их арендаторов: одним нечем платить аренду, другим тоже нужны деньги на оплату коммунальных платежей и зарплаты сотрудникам. Проблема касается всей страны, но 19 мая недовольство достигло точки кипения в Туле: около 30 арендаторов вышли на парковку торгового центра «Макси», чтобы привлечь внимание к своему отчаянному положению, и навлекли на себя новые проблемы: организаторами мероприятия занялась полиция. Daily Storm выяснил, каково живется предпринимателям в условиях, когда все закрыто.
Владелица двух магазинов одежды в торговых центрах Тулы Ольга Захарова рассказала Daily Storm, что арендаторы просили руководство торговых центров обнулить им арендную плату, так как ее попросту нечем платить, но те не дали достаточных скидок. 30 апреля около 300 арендаторов написали коллективное письмо губернатору Тульской области Алексею Дюмину с просьбой помочь выйти из непростой ситуации. Ответа на письмо, по словам Захаровой, они не получили.
Несколько раз проводились видеоконференции с представителями правительства Тульской области, органами по защите прав предпринимателей и руководством ТЦ, но конструктивного решения проблемы так и не нашлось. Тогда около 30 активистов позвали представителей тульской прессы и вышли с плакатами к торговому центру «Макси». На следующий день к Захаровой домой пришли полицейские.
«Недавно похожий митинг был на московском рынке «Фуд Сити» — там же никого не арестовывали и никого не наказывали за нарушение правил изоляции! А сколько их там было? Там же жуть что творилось! Почему такая дискриминация? Мы и не выходили бы, если бы нам губернатор хоть что-нибудь ответил», — недоумевает предпринимательница.
«Торговые центры хотят получить прибыль с пандемии»
Захарова рассказала, что арендаторы тульских торговых центров объединились в группы в WhatsApp, через которые пытаются общаться с арендодателями. На просьбы об арендных каникулах те просто присылали им платежки с требованиями оплатить аренду.
Некоторым арендаторам, в том числе самой Ольге, удалось договориться о скидках, но этого недостаточно.
«У меня, допустим, аренда 100 тысяч в месяц. Мне дали скидку 25%, то есть 75 тысяч я должна заплатить. У меня [сейчас] нет единственного источника дохода, который [раньше] мне давал торговую выручку. Естественно, никакой аренды я платить не могу. Плюс я должна содержать своих продавцов, которые в буквальном смысле слова голодают. А торговые центры хотят и свои убытки покрыть, и еще получить прибыль с пандемии», — сказала она.
Захарова пояснила, что арендаторы предлагали владельцам ТЦ оплатить часть средств, которая покрыла бы реальные расходы, но крупные торговые центры объединились против них.
«У нас только три маленьких местечковых торговых центра полностью обнулили аренду. А все большие торговые центры — «Макси», «Гостиный двор», «Парадиз», «Сарафан», «РИО» — объединились между собой. Я звоню в администрацию своего торгового центра, у меня там доверительные отношения, потому что мы давно работаем, а она мне говорит: «Оль, ну что ты хочешь? А кто-нибудь вам сделал скидку? Ведь никто же не делает скидку в Туле. И мы не будем делать». Круговая порука», — сказала она.
«Они, конечно, аренду не требуют, но они воздействуют психологически. Они присылают счета. Как во время войны немцы листовки разбрасывали. Ты сидишь, а тебе приходит: вы не заплатили аренду. Или присылают эсэмэски типа: «Мы вам даем скидку 45%, но вы должны заплатить до завтрашнего дня, а если не оплатите, тогда этой скидки уже больше не будет». Они пытаются нас шантажировать. А мне, допустим, действительно страшно терять место, потому что я там стою 15 лет, понимаете?» — подчеркнула владелица магазинов.
Что касается принятого закона о досрочном расторжении договоров, арендаторы его ждут, но их в нем устраивает не все. «Мы уже знаем все подробности. И этот закон, если честно, — очередная пустышка. Потому что он будет действовать только до 1 октября, он такой локальный. Опять-таки и нашим, и вашим. Они вроде как разрешили нам в этот срок выйти, но мы все равно должны подарить обеспечительный взнос арендодателям», — сказала Захарова.
Еще один арендатор — Юрий Нитчук — напомнил, что многие торговые центры продолжают работать за счет открытых магазинов, которые обеспечивают их арендной платой. А те арендаторы, чьи магазины вынуждены были закрыться из-за пандемии, готовы оплачивать текущие расходы торговых центров.
«Все согласны платить коммунальные услуги, все понимают, что там находятся вещи. Их надо охранять, какое-то обеспечение центрам нужно поддерживать. Мы готовы оплатить коммуналку, охрану, свет. Но никто не учитывает, что более половины арендаторов продолжают работать и обеспечивают торговые центры арендой. Например, OBI, все цифровые магазины: «Эльдорадо», «ДНС», «Технопарк», продуктовый магазин «Лента», все аптеки. Более половины торгового центра работает и приносит арендодателям «Макси» неплохую аренду. Они ничего особо не теряют», — сказал он.
Более того, когда недавно разрешили работать отдельно стоящим магазинам, торговые центры не позволили своим арендаторам забрать товар, чтобы перевезти его в другие торговые точки.
«Для того чтобы торговать, им нужно просто прийти в «Макси» или другой торговый центр, из своего бутика забрать товар, чтобы торговать и платить им же аренду. Однако этого не происходит, их туда не пускают под различными предлогами. Администрация не согласовывает заявки. Обычно пишется заявка на вынос каких-то вещей, своих товаров. Ты идешь, охрана смотрит и на основании этого пропускает. Конечно, можно все это делать с милицией, никто на милицию не попрет. Но это значит до конца обострить отношения с администрацией торгового центра, и после того, как ты откроешься, естественно, тебе просто не дадут работать», — пояснил он.
По его словам, торговые центры, в частности, «Макси», обещали разослать дополнительные соглашения к договору, в которых будет указана скидка на время простоя, но этого до сих пор не произошло.
«У меня, например, магазин, аренда за который составляет 150 тысяч, у некоторых — по 700 тысяч в месяц. Представляете, сколько им нужно заплатить за четыре месяца?» — сказал он.
«Я не понимаю, почему я не могу просто в СМИ рассказать о том, что меня беспокоит»
По словам Захаровой, участники мероприятия соблюдали все меры предосторожности: были в масках и старались держаться на расстоянии друг от друга.
Они стояли с плакатами и давали интервью местным журналистам.
«Мы просто постояли, дали интервью и разъехались. А из-за того, что у нас были плакаты нарисованы, администрация торгового центра «Макси» вызвала полицию. И она приехала, когда мы уже разошлись. Но так как там есть камеры, которые нас засняли, и СМИ опубликовали наши фотографии и наши интервью, где написаны имена и фамилии, то пока что ко мне одной и еще к одной девушке пришли полицейские», — рассказала она.
На следующий день у Ольги зазвонил телефон. Мужчина в трубке представился полицейским и пытался выяснить, где предприниматель живет, посулив визит сотрудников правоохранительных органов. Женщину насторожила такая неосведомленность, и после беседы она позвонила уполномоченному президента по защите предпринимателей Тульской Области Александру Головину.
Головин пообещал выяснить, действительно ли Захаровой звонили полицейские, но сообщил, что на это уйдет около месяца. Пока шел разговор, в дверь предпринимательницы постучали двое в штатском.
«Я спросила уполномоченного, что мне делать и как себя вести. Он говорит: «А зачем вы ходили куда-то? Вот и доходились», — сказала Захарова.
«Двое в штатском» сообщили женщине, что на нее «указали как на человека, который способен поднять людей на митинги, поэтому она идет как зачинщик этого протеста». Кроме того, они укоряли женщину в нарушении правил самоизоляции. Не выписав никаких протоколов, визитеры пообещали прислать участкового и удалились.
«Я не понимаю, почему я не могу просто СМИ дать интервью и рассказать о том, что меня беспокоит. Мне это непонятно. Почему меня за это надо арестовывать? В пандемию, когда у меня и так убытки, меня надо штрафовать на 30 тысяч, нужно давление какое-то», — подчеркнула Захарова.
«Я из долларов перевожу в рубли, сам у себя занимаю»
Рафик Папян — владелец торгового центра «Гостиный двор», в котором снимают помещения около 200 арендаторов — считает: главная проблема в том, что торговые центры не попали в число пострадавших, ведь их расходы остались, несмотря на льготу в виде уменьшения налога на имущества.
«Если вопрос стоит только в том, чтобы выжить, — понятно. Но лично у меня еще три проекта, которые я веду параллельно. Ведь люди-то работают: строители, инженеры — им же надо платить. Да, я не скрою, и это не секрет — какие-то ресурсы есть. Я из долларов перевожу в рубли, сам у себя занимаю. Я выхожу из ситуации. Но вопрос-то не у меня. Вопрос — в отношении государства. Почему-то как бельмо на глазу стали торговые центры», — сказал он Daily Storm.
Папян подчеркнул, что никто не помогал ему до этого, когда он рисковал, взяв огромный кредит на развитие бизнеса, будучи почти без средств. «Слава богу, все удачно получилось. Что мы остались бы без носков и без ботинок — никто об этом не говорит. Мы рисковали, и крупно. Я лично», — сказал он.
Владелец торгового центра сообщил, что уже готовит план скидок арендаторам в соответствии с обещанием государства понизить налог на имущество арендодателям, которые пойдут на уступки.
«Мы уже готовим план скидок: это будет четыре месяца. Кому четыре, кому три — мы будем смотреть индивидуально. Сделаем на сумму, на которую государство понизит нам налог на имущество, который не совсем объективно подняли в этом году лично для меня еще на 10 миллионов. Мы готовы, с арендаторами будем договариваться и решать вопрос. И арендаторам плохо, и нам. Мы должны договариваться, и мы договоримся. Будем индивидуально встречаться и определять размер скидок», — подчеркнул он.
Закон о досрочном расторжении сделок у владельца «Гостиного двора» вызывает вопросы. «Ведь арендаторы тоже неоднозначные: есть те, которые работают неэффективно. Они не завозят своевременно товар. То продавщицы нет, то с зимы коллекция еще летом лежит. И иногда они хотят убытки от своей неэффективной работы на нас переложить.Такие попытаются воспользоваться. С умными легко договариваться, но есть и те, кто хочет свои убытки возложить на нас. Это тоже неправильно», — пояснил Папян.
«Я вам скажу, что такое торговый центр: мы друг от друга зависимы. Никто пусть себя королями не ставит — что арендаторы, что торговые центры. Мы друг другу нужны. Надо договариваться и решать вопрос. Будет трудно, да, но я уверен, что все будет хорошо. Жизнь не остановишь», — заключил он.
«Нельзя сказать арендодателю: «Иди и подари»
Уполномоченный президента по защите предпринимателей Тульской Области Александр Головин рассказал Daily Storm, что ситуация типична для всех.
«В торговых центрах арендаторы и арендодатели находятся в гражданско-правовых отношениях по договорам аренды, и свои отношения они должны строить в первую очередь, конечно, исходя из этих договоров. Понятно, что эта ситуация отразилась и на первых, и на вторых. Арендодатели тоже имеют кредитные обязательства и обязательства перед аутсорсинговыми компаниями. И коммуналка, и зарплаты персоналу, и так далее. У них тоже много проблем», — сказал он.
По его словам, о скидках сейчас говорят практически все торговые центры. Вопрос в том, каков размер этих скидок.
«Во-первых, мы, конечно, просим арендодателей относиться к этой истории с пониманием. И к своим арендаторам относиться с пониманием, вести партнерский честный диалог и гибко подходить к тем ситуациям, которые складываются в том числе и у арендаторов, потому что у них это, как правило, микробизнес — естественно, для него эта ситуация будет еще более сложная», — сказал омбудсмен. Он пояснил, что нельзя сказать арендодателю «иди и подари», так как по обе стороны договора — субъекты бизнеса.
По его словам, постоянно проводятся видеоконференции с участием арендаторов, арендодателей и представителей правительства области.
«В этой истории лично я полагаю, и по этому же пути идет и правительство региона, что нужно в определенной степени стимулировать и арендодателей, чтобы у них было желание в том числе существенно снижать арендную плату для своих арендаторов. В Тульской области уже был принят закон о снижении налога на имущество по кадастровой стоимости организации в два раза. Сейчас прорабатываются еще дополнительные меры господдержки. Когда будут — их озвучат, но при условии, что они идут навстречу арендаторам», — сказал Головин.
«Вопрос стимулирования арендаторов тоже обсуждается. Для тех арендаторов, которые не попали в федеральный перечень наиболее пострадавших отраслей, в Тульской области предусмотрены региональные пакеты мер поддержки. При этом перечень пострадавших отраслей у нас расширен: туда входит 37 ОКВЭД. Хотя и по частным случаям. Те, кто обращается к нам, — мы пытаемся, чтобы нашлось понимание со стороны арендодателей. Работа ведется, она понятна, известна», — сказал омбудсмен.
Что касается утверждений арендаторов о том, что правительство региона не отвечает на их запрос, Головин пояснил, что обращение было не так давно: по закону сроки ответа еще не вышли.