St
Замкнутый отличник — любитель оружия, который не хочет умирать
18+
«Шторм» составил обобщенный портрет российского школьника-убийцы Фото: © GLOBAL LOOK press

Замкнутый отличник — любитель оружия, который не хочет умирать

«Шторм» составил обобщенный портрет российского школьника-убийцы

Фото: © GLOBAL LOOK press

В понедельник, 15 января, произошло нападение на учеников пермской школы. «Шторм» вспомнил о громких случаях школьных разборок в России. Мы разделили их на три категории: «нападения со множеством целей» (по сценарию американских школ), которых с сегодняшней трагедией стало четыре; более редкие «нападения с единичной целью» и множество инцидентов со «стрельбой по случайным целям».


На основании первых двух категорий мы нарисовали обобщенный портрет российского «школьного стрелка». К сожалению, статистики набралось уже достаточно, чтобы подытоживать и делать выводы.


Портрет российского «школьного стрелка»



Возраст: ученик старших классов.

Пол: мужской.

Место жительства: крупный город.

Навыки: умеет обращаться с оружием.

Способности: не ниже средних (либо хорошая успеваемость, либо плохая, но обусловленная конфликтами).

Общительность: низкая.

Интернет и компьютерные игры: хорошие навыки, активный пользователь.

Проблемы с психикой: были выявлены ранее, либо есть признаки, позволяющие обратить на них внимание.

Жертвы: неопределенный круг лиц в школе, отсутствие ярко выраженной главной цели.

Решение собственной судьбы: отказ от самоубийства, сдача полиции.




Нападения со множеством целей



Заложники в Отрадном


Самый резонансный случай в череде «инцидентов с вооруженными школьниками» – это захват заложников в московской школе №263.


Когда: 3 февраля 2014 года.

Пострадавшие: двое погибших, один раненый.

Суть событий: захват заложников.


Краткое описание: ученик девятого класса Сергей Гордеев украл из сейфа отца карабин Browning и винтовку Tikka, пришел в школу, где двумя выстрелами убил учителя географии, взял в заложники 21 школьника и вступил в перестрелку с приехавшей на вызов полицией. В результате один сотрудник МВД был убит, другой получил ранения. Сам Гордеев сдался, после того как в школу для переговоров привезли его отца.


Мотив: Сергей Гордеев вдохновился идеями солипсизма («только я реален, а весь окружающий мир — моя выдумка»). Он рассказывал об этом заложникам в период между убийством учителя географии и приездом сотрудников полиции.


Характеристика нападавшего: отличник, с хорошей физической подготовкой, увлекался компьютерными играми, замкнутый.


Итог: отправлен судом на принудительное медицинское лечение.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Dai Tianfang
Фото: © GLOBAL LOOK press/Dai Tianfang

Стрельба в томской «гимназии для богатых»


Эпизод со стрельбой в школе, который мало освещала пресса, где следствие и суд проявили снисхождение к стрелку.


Когда: 4 декабря 2014 года.

Пострадавшие: трое раненых.

Суть событий: расстрел обидчиков из пневматического оружия.


Краткое описание: бывший ученик частной гимназии «Томь» (10-й класс) Евгений Неверковец пришел к экс-одноклассникам, вооружившись пневматическим пистолетом, который подарил ему брат. Одна из девочек увидела Неверковца с пистолетом в руках и попыталась предупредить других учеников, но те приняли ее слова за шутку. Тем временем Евгений расстрелял из пистолета завуча, встреченного в коридоре, и пришел в актовый зал, где находились его бывшие одноклассники. Там открыл стрельбу еще по двум гимназистам. Неверковца сумел обезоружить один из родителей, оказавшихся поблизости.


Мотив: по одной из версий, Неверковец мстил за низкие оценки и плохое отношение со стороны учеников — за год до событий он попросил его перевести из гимназии, где он проучился пять лет, в другую школу.


Характеристика нападавшего: крайне замкнутый, из богатой семьи, наблюдался у психиатра, увлекся оружием после полученного в подарок пистолета.


Итог: сначала был признан невменяемым, затем – амнистирован.



Любитель оружия из Ивантеевки


Спустя три года после случая в Отрадном в России произошло второе нападение, совершенное школьником, целями которого был «неопределенный круг лиц». Вновь все случилось в Московском регионе, но уже не в столице, а подмосковной Ивантеевке.


Когда: 5 сентября 2017 года.

Пострадавшие: четверо раненых.

Суть событий: вооруженное нападение.


Краткое описание: девятиклассник Михаил Пивнев действовал по тому же сценарию, что и Сергей Гордеев. Он вооружился дома — взял пневматическое ружье отца, топорик для разделки мяса и самодельные взрывпакеты. Все это Пивнев, как и Гордеев, спрятал под длинным плащом, чтобы пройти в школу. Там он сначала напал на учительницу информатики, которая выставила его из класса – ударил ее топориком и выстрелил в лицо. Затем попытался пройти в кабинет, где находились его одноклассники, которым он хотел отомстить, но дети забаррикадировали дверь. Пивнев попробовал проникнуть внутрь с помощью взрывпакетов. В результате трое детей испугались и выпрыгнули из окон второго этажа. Через некоторое время нападавший сдался.


Мотив: по информации журналистов, у Михаила Пивнева с прошлого года тянулся конфликт с одноклассниками, который осенью начал развиваться вновь. В класс он входил со словами: «Я пришел сюда сдохнуть!»


Характеристика нападавшего: фанат различных видов оружия, с низкой успеваемостью (начиная с восьмого класса), имел мало друзей.


Итог: продолжается следствие по делу.



Резня в Перми


Как и в 2014 году, два новейших «школьных нападения» разделило не так много времени. По делу Пивнева еще даже не начались судебные заседания, а в Перми произошел еще один страшный инцидент с детьми, взявшими в руки оружие. Это нападение (во всяком случае — по той информации, которая есть на этот час) больше всего походит на американский сценарий с большим числом случайных жертв.


Когда: 15 января 2018 года.

Пострадавшие: 15 раненых.

Суть событий: нападение с применением холодного оружия.


Краткое описание: 16-летние ученики школы №723 Лев Биджаков и Александр Буслидзе (по данным пермских СМИ, первый — бывший учащийся этого учебного заведения) прошли в здание мимо охраны (либо через пост, либо через запасной вход). Они поднялись в класс, где вела урок учительница начальных классов Наталья Шагулина. По версии Telegram-каналов, ссылающихся на очевидцев, нападавшие били ножами учительницу и учеников четвертого «Б» класса, находившихся в кабинете. По официальной версии, они поссорились между собой, а все остальные пострадавшие пытались их разнять. В результате Биджаков и Буслидзе были задержаны полицией.


Мотив: однозначного ответа на этот вопрос нет. Высказываются версии: месть учительнице, администраторам интернет-сообщества и просто попытка подражания американским школьникам-убийцам.


Характеристика нападавших: Лев Биджаков – способный ученик, участник российской олимпиады по физике, имел проблемы с психикой, возможно, принимал наркотики. Про Александра Буслидзе известно меньше. Сообщается, что как и Биджаков, он увлекался историями школьников-убийц из США.


Итог: заведено уголовное дело.




Нападения с единичной целью



Самый редкий вариант российских «инцидентов с вооруженными школьниками» – это умышленные нападения не на группу лиц, а на одного конкретно взятого человека. В последние годы было два таких случая – в Красноярске и Москве, причем первый – это, скорее, бытовая ссора, произошедшая в школьных стенах. Второй эпизод больше похож на действия хрестоматийных «американских школьных стрелков», а малое число жертв можно объяснить тем, что никто не встал между преступником и его главной целью.


Когда: 31 января 2013 года.

Пострадавшие: один раненый.

Суть событий: конфликт со стрельбой.

Место действия: Красноярск.


Краткое описание: ученик 10-го класса школы №129 попытался на повышенных тонах поговорить с учащимся 11-го класса. В качестве последнего аргумента он использовал травматический пистолет, из которого выстрелил в грудь обидчику.


Мотив: оба участника ссоры являются выходцами из Азербайджана: по информации журналистов, 11-классник подарил сестре 10-классника игрушку. Брат недовольный фактом отношений молодых людей, игрушку сломал, в результате чего и завязался конфликт.




Когда: 1 ноября 2017 года.

Пострадавшие: двое погибших.

Суть событий: убийство и самоубийство.

Место действия: Москва.


Краткое описание: 18-летний ученик политехнического колледжа «Западный комплекс непрерывного образования» Андрей Емельянников во время перемены убил преподавателя ОБЖ ножом «Варан», сделал селфи с покойным, отправил фото в социальную сеть, а затем совершил самоубийство с помощью циркулярной пилы.


Мотив: одноклассники Емельянникова говорили о его конфликте с учителем ОБЖ, угрожавшим отчислить ученика за прогулы. Однако в предсмертной записке, оставленной брату, убийца написал, что его «коробит» от рутины, его не устраивал общий уклад, действующие в социуме порядки и привычные многим и отвратительные для него трудовые 5/2: «Я свалил. Люди — м... (далее нецензурно), а человечество не может жить в мире само с собой».




Стрельба без конкретной цели


Чаще всего в новости с пометкой «стрельба в школе» попадали именно такие случаи: подростки «открывали огонь» из пневматики или травматики, чтобы покрасоваться, но все заканчивалось травмами одноклассников.



Когда: 23 октября 2013 года.

Пострадавшие: один раненый.

Место действия: Москва.


Краткое описание: 15-летний ученик школы №702 (выходец из Дагестана) принес в учреждение пневматический пистолет и начал стрелять. Одна из пуль попала в глаз 14-летнему школьнику.


Когда: 29 октября 2013 года.

Пострадавшие: один раненый.

Место действия: Великий Новгород.


Краткое описание: Один из учеников городской гимназии №4 выстрелил из травматического пистолета в школьную доску. Пуля отрикошетила и попала в грудь другому школьнику.


Когда: 19 марта 2015 года.

Пострадавшие: двое раненых.

Место действия: Томская область.


Краткое описание: в селе Тимирязевское мальчик из неблагополучной семьи два дня носил в школу пневматический пистолет: в первый день просто хвастался им, во второй решил пострелять. В результате он ранил одного своего одноклассника в ногу и девочку-одноклассницу в голову.


Когда: 11 февраля 2017 года.

Пострадавшие: один убитый.

Место действия: Татарстан.


Краткое описание: в Нижнекамске на уроке математике, воспользовавшись отсутствием учителя, 14-летний школьник начал стрелять из пневматического пистолета. Пуля попала в глаз мальчику, сидевшему за соседней партой. Травма оказалась для него смертельной.


Когда: 15 марта 2017 года.

Пострадавшие: четверо раненых.

Место действия: Подмосковье.


Краткое описание: в Люберцах ученик восьмого класса принес в школу купленное отцом-депутатом устройство «Антидог» (по форме напоминает травматический пистолет «Оса», но снабжено светозвуковыми патронами), которое вытащили из портфеля одноклассники и начали стрелять. В результате четверо детей получили контузию.


Когда: 12 мая 2017 года.

Пострадавшие: одна раненая.

Место действия: Коми.


Краткое описание: в Усинке ученик девятого класса во дворе школы начал стрелять по толпе семиклассниц. Со слов школьника, он делал это из добрых побуждений: чтобы разнять дерущихся девочек.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...