Возить туристов на яхте за несколько тысяч долларов в месяц — работа, о которой можно только мечтать. Для некоторых россиян она практически стала явью, но реальная жизнь оказалась суровой: яхты, переполненные мигрантами, морская полиция, допросы и аресты. Сейчас в греческих тюрьмах сидят 14 моряков. По словам их родных, матросы стали разменной монетой в большом бизнесе по нелегальной перевозке беженцев через европейские границы. Daily Storm удалось поговорить с человеком, которого родственники называют работодателем, но он отрицает свою причастность к схемам.
После арабской весны 2011 года из стран Северной Африки и Ближнего Востока началось массовое бегство населения в Европу. Со временем поток мигрантов только увеличился. В 2015 году границы Евросоюза пересекли более миллиона беженцев. Отчасти это связано с масштабными боевыми действиями в Сирии, в результате которых погибло более 300 тысяч человек.
Один из основных путей бегства мигрантов пролегает по Средиземному и Эгейскому морям, через греко-турецкую границу. Ежедневно границы Греции пересекают по несколько сотен беженцев.
Власти страны пытаются бороться с потоком нелегальных мигрантов — усиливают границы и вводят суровые законы, ограничивающие права беженцев. Кроме этого, за перевозку нелегалов через границу страны греческое законодательство предусматривает суровое наказание: можно получить 20, 40, а по совокупности приговоров даже 180 лет заключения.
Раньше чаще всего ловили украинцев. По состоянию на лето 2018 года в греческих тюрьмах отбывали заключение или ожидали решения суда около 150 человек. Тогда МИД Украины начал вести переговоры насчет возвращения на родину части моряков — тех, кто за последние три года успел выйти по УДО. Интерес к теме задержанных за перевозку мигрантов украинцев активно подогревали многочисленные публикации в прессе.
Украинский опыт в России
С 2019 года организаторы нелегальных перевозок сменили географию рекрутинга, переключившись с украинцев на россиян. Как выяснил Daily Storm, в 2019 году вербовка моряков началась с весны, а уже в конце лета начали одну за другой задерживать яхты с беженцами на борту, которыми управляли россияне.
В отечественных СМИ не так часто пишут про задержания российских матросов в Эгейском море — некоторые случаи вовсе не упоминаются. Однако Daily Storm выяснил, что за последние несколько месяцев греческие правоохранители отправили под арест как минимум 14 наших соотечественников. Сейчас они находятся в тюрьмах в ожидании суда.
Разные истории с общей канвой
Daily Storm поговорил с семьями моряков, оказавшихся за решеткой в Греции. Истории заключенных очень схожи: работодатели выходили на них через общих знакомых с предложением возить туристов на яхтах у побережья Турции. Чаще всего приманкой служило обещание больших денег.
Алена Басова — подруга моряка Константина Семенова — говорит, что ее другу пообещали заплатить две тысячи долларов. Для жителя Ижевска это большие деньги, тем более Семенову как раз нужна была крупная сумма.
«Есть просто папы, а есть настоящие отцы. Вот Костя — настоящий отец, он принимал активное участие в жизни своего ребенка, даже после того как они разошлись с женой. Ему нужно было оплачивать платную школу дочке — около 200 тысяч рублей. Поэтому и пошел в отпуске работать матросом на туристической яхте», — отмечает Басова.
Константина Семенова задержали 20 августа возле греческого острова Лефкада. Как говорит Басова, вот уже несколько месяцев мужчина сидит в самом крупном исправительном учреждении Греции — Коридаллосе, которое называют наиболее переполненной тюрьмой страны.
Как утверждают родственники, помимо больших денег работодатели обещают некоторым сотрудникам научить их управлять яхтой, а кому-то гарантируют получение прав на водный транспорт. Таким образом злоумышленники заманивают людей в Турцию. По словам близких, о настоящих обязанностях моряки узнают в самый последний момент — когда яхта находится в море, а на горизонте появляется пара моторных лодок, битком набитых беженцами.
«Леша с Ромой вышли в рейс 30 октября. Они были всего лишь матросами, а за штурвалом яхты стоял какой-то турок. Когда судно вышло в море, к ним подошли моторки с мигрантами. Капитан начал сажать их на борт яхты. Ребята сказали, что не хотят в этом участвовать, но капитан начал угрожать, да и бежать было некуда, кругом море, поэтому они остались на борту», — рассказывает Евгения Маленкова, жена моряка Алексея Маленкова.
Ее мужа задержали 2 ноября 2019 года возле острова Родос вместе с его другом Романом Беленко и 62 мигрантами на борту.
«После того как беженцы загрузились на судно, яхта пошла дальше, но потом их настиг шторм. Капитан сказал, что сломалось управление. Он попросил мужчин спуститься в машинный отсек, посмотреть мотор. И пока ребята разбирались с двигателем, турок вместе со всеми документами и спасательным жилетом прыгнул за борт», — рассказывает Евгения Маленкова.
Кто стоит за схемами?
Родственники моряков, задержанных в Греции, убеждены, что их близкие — в большом бизнесе по нелегальной перевозке мигрантов через европейские границы всего лишь пешки, которые даже не догадывались о своей истинной роли в игре. Найти конечных бенефициаров этих схем очень трудно: моряки не подписывают договоры, работают с посредниками — физическими лицами, а переправляют беженцев на «незасвеченных» яхтах.
Один из примеров — история Алексея Игумнова и Никиты Шаталова из Старого Оскола. Daily Storm писал про моряков в начале декабря. Тогда мать одного из них — Светлана Игумнова — рассказывала, что для Алексея вакансия матроса стала настоящим шансом, который мог решить жилищный вопрос.
«Предложение было заманчивое — 2500 евро за месяц. Леша планировал брать квартиру в ипотеку», — говорила женщина.
Но эта перспектива обернулась кошмаром. Алексея и Никиту задержали в Эгейском море 3 октября 2019 года с 67 мигрантами на борту. Попав в шторм, их судно чуть не затонуло, но на помощь пришел грузинский танкер, капитан которого передал всех, находившихся на тонущей яхте, греческой полиции.
Светлана Игумнова отмечала, что Алексей и Никита просто были матросами. А самой яхтой управляли капитан, некий Николай, и его помощник Станислав. По словам женщины, эти люди грузили мигрантов к себе на борт. Но им удалось уйти от ответственности, так как они спрыгнули с яхты со спасательными жилетами во время бури.
Светлана также рассказывала, что перед тем как выйти в море, работодатели учили Игумнова и Шаталова управлять яхтой — это происходило в Черногории. За последние две недели Светлане удалось узнать подробности поездки своего сына. Оказалось, что Алексей Игумнов и Никита Шаталов выходили в роковое плавание не из Стамбула, как мы писали раньше, а из порта города Бодрум.
«Они вышли в рейс из Бодрума на яхте марки «Бавария 44» под названием My Friend, но потом на ней поменяли табличку и судно стало «Светланой», — рассказывала Daily Storm женщина.
Яхта с таким названием не мелькала на сайтах, посвященных мореходству, и не отображается в базе MarineTraffic. Примерно такая же ситуация обстоит с работодателями.
«Моего сына на работу позвал некий Артем Мустафин. Он же сопровождал его в Турции», — рассказывает Светлана Игумнова.
Как говорит женщина, единственное, что она знает об Артеме Мустафине, — это то, что раньше мужчина жил в Старом Осколе, и его номер телефона. Но благодаря этому контакту Daily Storm удалось установить личность человека. Номер телефона Артема фигурирует в одном из объявлений в социальной сети «ВКонтакте». Пост о найме сотрудников в старооскольский магазин «Карапуз» опубликовала некая Альфия Хафизова.
В подписчиках у девушки мы обнаружили закрытую страницу Артема Мустафина, где указана дата рождения мужчины. Если вбить ее вместе с ФИО в Google, поисковик выдаст ссылку на социальную сеть Fotostrana. Там в 2015 году Мустафин размещал свои фотографии с яхтами.
Просканировав портрет мужчины через сервис FindClone, мы выяснили, что у Артема Мустафина может быть еще одна страница во «ВКонтакте», но уже с ником Mustafa Ibn-Hamit. Там он публиковал свои фото из Турции. В одном из постов от 2017 года мужчина даже разместил фотографию со своим паспортом и билетом на самолет из Бодрума в Стамбул. Как говорила Светлана, именно из Бодрума Алексей Игумнов и его напарник Никита выходили в плавание, обернувшееся их задержанием.
Сам Мустафин рассказал Daily Storm, что к истории с Алексеем Игумновым и Никитой Шаталовым не имеет никакого отношения, а страница Mustafa Ibn-Hamit ему не принадлежит.
«В Бодруме ни разу не был, а может, по путевке летал. По поводу ребят ничего знаю, я просто оказался не в то время не в том месте. Я был таким же обучающимся, как и они. Это был просто тур на яхте, которая шла из Черногории в Турцию. Сейчас, если хочешь пройти яхтинг-обучение — в Instagram заходишь, вбиваешь в поиске все, что надо, и любая фирма оказывает такие услуги. Надо лишь пройти 700-800 миль под парусом — и выдают документ. Помимо меня на яхте с Игумновым было восемь человек — все в одной лодке. Но что-то ни один из нас в тюрьме не очутился», — сказал Мустафин.
В то же время Мустафин не смог уточнить, какая фирма оказывала услуги конкретно ему и другим людям в лодке. Мужчина заявил, что ему неинтересно общаться с журналистами, поэтому со всеми вопросами он посоветовал обратиться к близким моряков. По словам Мустафина, его имя опорочили и он планирует обратиться в суд.
После нашего звонка Mustafa Ibn-Hamit закрыл доступ к странице.
Удалось ли кому-нибудь бежать?
Сейчас родственники и близкие моряков, оказавшихся участниками нелегальных схем по перевозке мигрантов, объединились в инициативную группу. Они намерены добиться от российских дипломатов активных действий по освобождение моряков. Daily Storm отправил запрос в МИД.
Пока вопрос экстрадиции или же депортации матросов остается открытым, но кое в чем члены инициативной группы уже преуспели. Благодаря им некоторые моряки узнали о ловушке и смогли вовремя сбежать.
«Когда со мной связалась Женя Маленкова и сказала, что Леху задержали в Греции, у меня появились сомнения насчет этой работы. Не говоря работодателям ничего, взяли вещи и поехали в аэропорт, чтобы не попадаться на уловки», — сказал Daily Storm моряк Виктор — его судно стояло в одном порту вместе с яхтой, на которой затем задержали Алексея Маленкова.