Комитет Госдумы по налогам и бюджету 23 сентября рассматривал исполнение в 2018 году федерального бюджета, а также бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. В четырех законопроектах, которые внесло в Госдуму правительство РФ, содержится информация о том, куда были потрачены бюджетные деньги. Расходование федерального бюджета вызвало у депутатов больше всего нареканий.
Начнем с того, что особых вопросов к тратам внебюджетных социальных фондов нет. Все в порядке с расходами ПФР, ФОМС и ФСС. Однако тревогу в парламенте и Счетной палате вызывает то, что федеральные средства часто уходят на проекты, которые в итоге не выполняются. В начале сентября Счетная палата опубликовала отчет, где указала объекты, не введенные в эксплуатацию в 2018 году. Вот некоторые из них:
— Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии ФМБА России в Димитровграде, Ульяновская область;
— радиологический корпус на 20 коек ГБУЗ «Магаданский областной онкологический диспансер» Минздрава России;
— высоковольтная линия 500 кВ Ростовская — Андреевская — Вышестеблиевская в Тамани, Минэнерго России;
— морской порт в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал и судоходный канал Росморречфлота в Обской губе.
«Огромное количество незавершенных объектов, на которые было выделено бюджетное финансирование. И, к сожалению, эта «незавершенка» никак не уменьшится. Хотя мы отмечали эти факты по итогам бюджета 2017 года и снова отмечаем эти факты в исполнении бюджета за 2018 год. Деньги выделены, а объекты не введены», — прокомментировал ситуацию Daily Storm депутат Игорь Шубин.
Такие объекты попадают в бюджет через Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) Минэкономразвития. Зачастую, когда начинаются программные стройки, они не имеют проектно-сметной документации, нет ценового аудита, нет независимой экспертизы и так далее. Как следствие — удорожание подобных проектов уже на первоначальном этапе строительства, а далее — их заморозка из-за отсутствия дополнительного финансирования.
Вера Ганзя, депутат Госдумы и член комитета по бюджету и налогам, говорит, что ситуация с ФАИП — по сути, «черная дыра».
«Куда постоянно направляются бюджетные деньги, а строительство так и не завершается, я не могу сказать прямо и конкретно — еще никого за руку не поймали. Но, на мой взгляд, это огромная отмывочная мастерская для бюджетных денег. Потому что, не имея экспертизы и ценового аудита, в подобные проекты можно вкладывать бесконечное количество денег, не получая никакого положительного результата. Для того чтобы навести там порядок, необходима политическая воля. К сожалению, пока такой воли у нас нет», — добавляет она.
«Черная дыра» наблюдается, например, в сельском хозяйстве, а именно в сфере мелиорации. Это специфическая строительная работа, и оборудование, необходимое для этих работ, тоже специфическое. «Давая деньги сразу на строительство, мы, по существу, отказываем в финансировании проектной работы, и это колоссальная ошибка», — утверждает депутат Геннадий Кулик.
По его мнению, выход один: не включать в федеральный бюджет те проекты, которые не имеют сметной документации. Бывает так, что документов нет, но курирующее тот или иной проект министерство обещает представить смету позднее. Из-за этого деньги выделяются на множество проектов, которые не могут быть реализованы, пояснил парламентарий.
«Еще одна проблема, связанная с этим, состоит в том, что некоторые проекты специально синхронизируются под выборы, которые идут у нас бесконечно, и, соответственно, под соусом улучшения жизни обычного избирателя во главу ставятся заведомо невыполнимые стройки», — подчеркивает Кулик, комментируя сентябрьский отчет Счетной палаты.
Эти и другие вопросы включены в повестку пленарного заседания Госдумы 26 сентября. «Это не просто, что называется, бухгалтерский отчет — правильно или неправильно все потрачено. Это начало серьезного разговора о бюджетной политике, который будет главным, основным разговором в ходе этой сессии», — подчеркнул Андрей Исаев, первый замруководителя фракции «Единая Россия».
Ранее председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что поступления проекта федерального бюджета на 2020-2022 годы в Госдуме ожидают 30 сентября. Отметим, что проект трехлетнего бюджета ежегодно вносится не позднее 1 октября.