St
Google и Facebook вызовут на беседу в Государственную думу
К чему может привести новое заявление Роскомнадзора о «вмешательстве в суверенные дела России»? Коллаж: © Daily Storm

Google и Facebook вызовут на беседу в Государственную думу

К чему может привести новое заявление Роскомнадзора о «вмешательстве в суверенные дела России»?

Коллаж: © Daily Storm

В минувшее воскресенье, 8 сентября, Роскомнадзор сделал очередное громкое заявление — пресс-секретарь Вадим Ампелонский опубликовал на сайте ведомства заявление, в котором обвинил  Google и Facebook в нарушении российского избирательного законодательства, а также во «вмешательстве в суверенные дела России и воспрепятствовании проведению демократических выборов в Российской Федерации». В Государственной думе отреагировали на заявление и после изучения деталей готовы пригласить представителей IT-корпораций на встречу. Российское представительство Facebook не ответило на запрос Daily Storm, а менеджер по связям с общественностью Google Россия Екатерина Кондратьева воздержалась от комментариев: «Мы не хотим загадывать, что будет дальше».


Какие ваши доказательства?


Утром в понедельник, 9 сентября, представительство Google в Москве ответило на претензии Роскомнадзора, выпустив релиз, где опровергло распространение агитационных материалов в день голосования. В заявлении, в частности, говорится, что компания поддерживает исключительно «ответственную политическую рекламу». Также в Google отметили, что политическая реклама «должна соответствовать местным законодательным требованиям, включая законы о выборах и избирательных правах», — сообщает «Интерфакс».


При этом парадокс ситуации заключается в том, что Роскомнадзор не привел ни одного примера, который бы уличил мировую поисковую систему в нарушении избирательного законодательства Российской Федерации, а тем более во «вмешательстве в суверенные дела России». В разговоре с Daily Storm получить каких-то внятных объяснений от Вадима Ампелонского не удалось.


«Я все сказал вчера, мне нечего больше добавить. Конкретные примеры [нарушений] будут переданы в парламентскую комиссию», — сообщил он. На вопрос, когда это произойдет, пресс-секретарь Роскомнадзора сначала ответил «Не знаю», но потом добавил: «На днях».


Реклама — двигатель нарушений


По сути, одной из причин выдвижения обвинений могла стать контекстная реклама, которая отображалась в таблице выдачи поисковика при запросе «выборы в Мосгордуму». Скрин-шот страницы поиска Google в качестве доказательства приводит Александр Малькевич, председатель комиссии по СМИ Общественной палаты РФ.




Скриншот: © riafan.ru
Скриншот: © riafan.ru


Для уточнения необходимо добавить, что ссылка ведет на сайт, где представлены все кандидаты в Московскую городскую думу по каждому избирательному округу. При этом прямой агитации за того или иного выдвиженца Daily Storm обнаружить не удалось. Данный ресурс скорее можно рассматривать как информационно-разъясняющий, где каждый пользователь может оставить наказ или задать свой вопрос кандидату.


Но именно незаметная обычному пользователю плашка «реклама», по его мнению, — неоспоримое свидетельство прямого вмешательства во внутренние дела России. В комментарии Daily Storm Малькевич заявил, что в «день тишины» и в день голосования мировой IT-гигант «совершенно нагло размещал политическую рекламу, а в понедельник выступил с совершенно хамским комментарием, который, если перевести на русский, звучит как «делали, делаем и будем делать», а точнее — «идите на ***».


Малькевич считает, что во избежание подобных методов нечистоплотного влияния западных компаний на внутренние дела страны необходимо «разработать новый российский кодекс об интернете, где должна быть прописана вся ответственность интернет-площадок и соцсетей, западных в том числе, по всем направлениям — права и обязанности. Чтобы не было такого бардака, как сейчас». Также собеседник отметил, что наказание в 100 тысяч рублей для таких крупных компаний — просто издевка и насмешка. Член ОП РФ уверен, что штраф за подобные нарушения должен быть соизмерим с европейскими практиками, где в таких случаях штрафуют на миллионы евро. 


«Столб не виноват»


С претензиями и обвинениями Роскомнадзора не согласен Евгений Лифшиц, член экспертного совета комитета Госдумы по информационной политике. Для сравнения он переносит ситуацию из виртуального мира в реальный. «Например, кто-то в «день тишины» на каком-то столбе повесил плакат с призывом голосовать за какого-то кандидата. Кто в этом виноват? По логике — тот, кто вешает, но столб не виноват. Мы же не будем все столбы вырезать, потому что на них кто-то повесил рекламу».


Поэтому, по мнению Лифшица, необходимо наказывать тех, кто создал подобный контент, а не интернет-площадки, на которых его разместили. С таким мнением солидарны представители Facebook, который ответил на обвинения Роскомнадзора следующим заявлением: «Ответственность за соблюдение избирательного законодательства той или иной страны несут рекламодатели, размещающие свой контент на Facebook».


На взгляд народного избранника, это учреждение должно заниматься комплексной безопасностью, но больший упор РКН делать на просветительскую деятельность: «Они должны осуществлять образовательные проекты, например, совместно с Минобразования прорабатывать вопросы, как детям с раннего возраста прививать этику пользования цифровым миром, и обучать основам кибербезопасности».

 

Симметричный ответ


В ходе подготовки материала Daily Storm позвонил коллегам в самарское издание «Парк Гагарина». Это электронное СМИ в прошлом году стало героем в борьбе против бессмысленных запретов Роскомнадзора. История в том, что в уставных документах издания была указана ежедневная периодичность, но в какой-то из выходных дней «Парк Гагарина» не опубликовал ни одной новости. На основании этого РКН обратился в суд, который оштрафовал издание на 10 тысяч рублей.


После получения штрафа журналисты стали каждую субботу и воскресенье публиковать новости о самом Роскомнадзоре. Все их заметки носили негативный, а порой юмористический подтекст. Например, они рассказывали о неудачных попытках блокировки Telegram, об инициативе РКН маркировать все сайты возрастным цензом «+1» и «+3», а также об открытой лекции в Екатеринбурге, на которой сотрудники ведомства учили журналистов, как правильно ставить звездочки в тех или иных нецензурных словах.


Главный редактор «Парка Гагарина» Сергей Курт-Аджиев так прокомментировал заявление Роскомнадзора о «вмешательстве в суверенные дела России»: «Мне непонятны их суть и принятые ими решения. РКН начал выполнять какие-то политические функции. Это связано с желанием выслужиться. Они уже практически зарегулировали интернет, а теперь стараются взять власть над социальными сетями. Но социальные сети — это же не СМИ, это способ общения людей друг с другом. Если посмотреть последние новости за два года, то они касаются либо электронных СМИ, либо соцсетей».


Изучить и пригласить


Тем временем обстоятельства о вмешательстве в выборы в России со стороны зарубежных компаний Роскомнадзором будут внимательно изучены комиссией Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России. После их изучения она намерена пригласить представителей компаний на заседание для пояснений. Об этом сообщил журналистам глава комиссии Василий Пискарев.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...