St
Лекарство от России: кого выбирают героями в странах СНГ
Киргизия стала очередной страной, которая решила утвердить антироссийский праздник

Лекарство от России: кого выбирают героями в странах СНГ

Киргизия стала очередной страной, которая решила утвердить антироссийский праздник

Коллаж © Daily Storm. Фото: © GLOBAL LOOK press
Коллаж © Daily Storm. Фото: © GLOBAL LOOK press

Любой стране, чтобы не чувствовать себя ущербной, необходим исторический фундамент. Нужны знаменательные события, нужны герои, чтобы потом можно было ими гордиться и говорить о самобытности. За последнюю четверть века созданием этого фундамента занимались все бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами. В итоге получилось то, что можно назвать антироссийским пантеоном национальных героев.


Средняя Азия

 

26 октября 2017 года президент Киргизии Алмазбек Атамбаев решил подарить своему народу новый праздник в честь национально-освободительного восстания 1916 года. Одна беда – восстание это было против царской России.


На сайте президента Киргизии, конечно, написано, что то выступление было против преступного царского режима, его преступность признало Временное правительство Александра Керенского и вообще — это была предпосылка для появления Киргизского государства и Великой Октябрьской революции. Но в России эти объяснения не поняли.


Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев охарактеризовал новость из Киргизии как недружественный шаг. И те, кто в курсе деталей того восстания, поймут реакцию российского законодателя.


Все это действо, которое происходило в 1916 году, в общем называется Среднеазиатским восстанием — и затронуло оно не только области современной Киргизии, но и других стран Средней Азии.


Вероятно, это был один из первых случаев, когда на территории России звучали призывы к газавату, а русские назывались гяурами (неверующими). Есть документальные свидетельства очевидцев, которые говорили о лозунгах восставших. Говорили «герои» о необходимости бить русских, о создании мусульманского государства, «долой белого царя и русских», о прелестях смерти шахида.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

Лозунги подействовали, началась этническая резня русских семей.


В телеграмме от 16 августа 1916 года туркестанский генерал-губернатор Алексей Куропаткин сообщал: «В одном Пржевальском уезде в имущественном отношении пострадали 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек».


Истреблять русские поселения было нетрудно: многие русские мужчины в 1916 году принимали участие в Первой мировой войне, и вырезать деревни можно было без особого сопротивления.


Сегодня из этого сделали праздник, но шла Киргизия к нему не один год. Еще в 2011 году чиновники, близкие к президенту Киргизии, говорили о необходимости создания художественных произведений о событиях 1916 года. В 2016 году прошел посвященный столетию восстания автопробег «Омур кочу — 100» («Караван жизни — 100»), который поддержал Алмазбек Атамбаев.


И Киргизия не одинока в своем отношении к восстанию. Есть сторонники того мятежа и в Казахстане – это один из стратегических союзников России, который вдруг решил перейти на латинский алфавит и стать ближе к Европе. Летом 2016-го в небольшом казахском городе Кеген даже появился памятник в честь событий 1916 года.


Новый армянский герой

 

В мае 2016-го в Ереване был открыт памятник армянскому националисту, военному и политическому деятелю Гарегину Нжде. Персона более чем сомнительная — на фоне периодических заявлений властей Армении о партнерстве и дружбе с Россией.


Гарегин Нжде известен своим сотрудничеством с Третьим рейхом, и многие эксперты называли его не иначе как «армянский Бандера». За счет немецкой армии Нжде рассчитывал создать независимую Армению. Для этого в 1942 году он становится одним из членов Армянского национального совета в Берлине.


Из материалов допроса соратника Нжде — Оганеса Деведжяна — стало известно, что Нжде выступал с пропагандистскими речами перед армянскими военнопленными и призывал их к вооруженной борьбе против СССР.


undefined
Фото: © wikimedia.org

После установки памятника Нжде Россия отреагировала на официальном уровне.


«Наше отношение к Великой Отечественной войне все прекрасно знают. Наше отношение к каким-либо формам возрождений, героизации любых проявлений нацизма, неонацизма, экстремизма, тоже все хорошо знают. Это отношение зафиксировано в международных документах. Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о подвиге армянского народа, это бессмертный подвиг армянского народа времен Великой Отечественной войны, Второй мировой войны», — заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.


До Еревана бронзовый памятник Нжде был установлен на горе Хуступ Сюникской области. В августе 2017-го неизвестные обстреляли «монумент», проделав несколько пулевых ранений в голове.


Братья-славяне, или Кузница антироссийских героев

 

С особым упорством строят свою национальную идею на антироссийских исторических событиях и героях Украина и Беларусь. Первые – на государственном уровне, вторые – на уровне оппозиции.


У Украины после вхождения Крыма в состав России остался символический военно-морской флот. Флагманом этого флота является фрегат «Гетман Сагайдачный». Многим россиянам фамилия Сагайдачный не говорит ни о чем, но для украинцев — это великий герой, участник войны против Московского государства.


В 1618 году Петр Конашевич-Сагайдачный устраивает поход на Москву с участием 20 тысяч запорожских казаков, по дороге захватывая небольшие городки. Первой жертвой стал город Ливны (сегодняшняя Орловская область). Что там происходило, мы можем узнать из Бельской летописи. В источнике написано, что Сагайдачный при взятии городка «многую кровь христианскую пролил», «храмы Божия осквернил», «жен и детей в плен поймал».


Осенью 1618-го при поддержке поляков Сагайдачный атаковал Москву. Сегодня сложно это представить, но почти 400 лет назад в Белокаменной шли уличные бои запорожских казаков и московских стрельцов. Взять город Сагайдачному не удалось, но его «военные заслуги» почитают в современной Украине.


Из православной анафемы и забвения на щит славы вознесен и гетман Мазепа. В честь человека, предавшего Россию во время Северной войны, президент Виктор Ющенко еще в 2009 году назвал одну из новых госнаград Крестом Ивана Мазепы. Получить ее можно не только за государственные заслуги, но и за вклад в научную и благотворительную деятельность. В Киеве и многих других украинских городах сегодня есть улицы, названные в честь Мазепы.


undefined
Фото: © GLOBA LOOK press/Sergey Kovalev

Если вы решите что-то купить в Киеве и вам дадут сдачу 10 гривен – то на купюре будет Мазепа. Главное, чтобы не дали сдачу 11 гривен двумя купюрами – тогда Мазепа в ваших руках встретится с Владимиром Крестителем, который украшает одну гривну.


Ну и один из главных современных героев Украины – Степан Бандера. Лидер украинских националистов, сторонник Третьего рейха.


С его портретами ходят на митинги, в честь него открывают памятники и музеи, его именем называют улицы и проспекты. И до сих пор думают, стоит ли дать главному аэропорту страны – Борисполю – имя Степана Бандеры.


Примерно такая же история зреет, но никак не может пробиться — на государственный уровень в Беларуси.


Одним из исторических авторитетов современных белорусов является литовский князь Ольгерд, знаменитый тремя военными походами на Москву в XIV веке. В принципе, все, что связано с литовскими победами над Москвой, встречается белорусскими националистами на ура. Великое княжество Литовское они считают своим государством.


Другой неформальный герой белорусов – гетман Константин Острожский. Этот человек в 1514 году командовал литовским войском в Оршанской битве. Там ему удалось разбить московское войско. Современным белорусам так нравится этот эпизод в их истории, что даже возник неофициальный праздник: 8 сентября – День белорусской воинской славы в честь победы 1514 года.


Заслуги следующих двух антироссийских героев – Кастуся Калиновского и Тадеуша Костюшки — «тихо» признаются официальным Минском. Первый в 1863 году участвовал в восстании против России, в ходе чего особенно досталось православному населению Беларуси. Второй – в антироссийском восстании 1794 года.


Летом 2017 года появилась информация, что минские власти задумались об установке памятника Калиновскому. О нем и его подвигах сегодня подробно рассказывают на исторических факультетах белорусских вузов.


undefined
Фото: © wikimedia.org

С Костюшкой сложнее. Он родился на территории современной Беларуси, но героем его считают и Литва, и Польша. Недавно в Швейцарии памятник ему был открыт благодаря белорусской диаспоре. Сегодня существует петиция в поддержку установки памятника Костюшки в Беларуси.


Есть у современных белорусов и свой «мини-Бандера» – Михаил Витушко. Работавший на Третий рейх противник СССР, создавший боевую организацию «Черный кот». Эта организация занималась антисоветскими диверсиями начиная с 1944-го и до 1955 года.


Портрет Витушки в последние годы можно было увидеть в руках белорусов, которые выходили на празднование Дня Воли.


Безымянный кузнец

 

Эксперты не дают однозначного ответа, почему в бывших республиках СССР регулярно возникают новые антироссийские герои и праздники, связанные с антироссийскими восстаниями и сражениями. Но многие считают, что это вполне может быть сознательным планом Запада.

 

«С одной стороны, кажется, что это чья-то планомерная политика отторжения стран от России. У этих государств есть исторический вакуум, и те, кто не хотят усиления России, тем более Евразийского союза, могут заполнять этот вакуум «великими» восстаниями, сражениями против Москвы. Могут находить персон, которые еще два поколения назад считались предателями, и делать из них героев. С другой стороны, в погоне за самоидентичностью и новой историей государства могут совершать ошибки. Может, спустя какое-то время они поймут эти ошибки, и откровенные преступники уйдут из учебников истории снова в забвение», — сказал председатель совета директоров Института проблем современной политики Антон Орлов.


Депутат Госдумы и лидер Национал-освободительного движения (НОД) Евгений Федоров в своем мнении, склоняется, скорее, к внешнему воздействию, чем к стечению обстоятельств.


«Здесь можно говорить о четком плане извне. Историю можно искажать как угодно. Но кто-то искажает именно так, чтобы создать в этих странах образ врага из России. Я не удивлюсь, если через несколько лет эта практика проникнет в саму Россию. Будут активно придумывать условного Костюшку для татар, Костюшку для башкир и других народов. Закладывать фундамент для сепаратизма», — считает Федоров.