В Министерстве обороны РФ собираются готовить будущих солдат с помощью видеоигр, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Об этом Daily Storm рассказал замглавы департамента информационных систем (ДИС) Минобороны Николай Лишин на форуме «Армия-2023». По его словам, России нужны качественные игры, умело приправленные государственной идеологией. В противном случае для молодежи образ Америки так и останется родным, ведь они впитывали его с детства через монитор.
— Как в Министерстве обороны РФ оценивают перспективы применения видеоигр для подготовки и тренировки солдат?
— Мы считаем, что эта тема правильная, поскольку в видеоиграх есть два важных аспекта. Первый — они развивают определенные качества у человека. Игрок способен быстро принимать решения на основе большого количества поступающих к нему разнородных данных. Кто играл в игры, тот понимает, о чем я говорю.
Департамент информационных систем в свое время создал движение «Киберпатриот», чтобы мы могли через видеоигры определять те или иные способности ребят.
Второй аспект — идеологический. Часть видеоигр содержит в себе некую идеологию, историю и смыслы. Когда не было видеоигр, дети играли в «казаки-разбойники» и могли выбирать сторону — сегодня я за русских, ты за немцев, а потом меняемся. Видеоигры формируют будущее сознание ребят на годы вперед. И за кого они играли и за что сражались в видеоиграх, на той стороне они будут и по жизни.
Идеалы, которые государство хочет воспитывать, должны быть представлены и в видеоиграх, в которые играют дети. Если видеоигра создана западными производителями, им нет никакого смысла воспитывать русский дух и показывать русскую историю. Была замечательная игра «Казаки», где на пространстве российской территории в первом уровне надо было подавить восстание Емельяна Пугачева. Дети играли и знали, кто такой Пугачев. И это очень важно.
Поэтому важны два аспекта. Один — механика, моторика, способность принимать решения. Второй аспект — содержание и контент, которые несет видеоигра. В Минобороны это прекрасно понимают, и департамент информационных систем этим занимается.
— Использует ли сейчас Минобороны какие-либо видеоигры для тренировок бойцов? Если да, то какие конкретно?
— Создаются различные тренажеры, электронные и виртуальные. Военно-инновационный технополис «Эра», который представлен на форуме «Армия-2023», как раз имеет целую линейку виртуальных тренажеров, на которых люди могут выполнять те или иные задания, обучаться навыкам в управлении техникой, ее обслуживании и применении.
Сейчас мы переходим к тому, о чем вы спрашиваете. Можно раньше начинать готовить специалистов, может быть, как мобилизационный ресурс, в тот момент, когда дети начинают играть в игры. Некоторые навыки управления техническими устройствами могут пригодиться в жизни, в армии или гражданской сфере.
На форуме была представлена игра «Небо-2024», которая выросла из боевого симулятора-тренажера для операторов БПЛА «Небо-2022». Оттуда убраны боевые составляющие и сделаны ролевые модели игры, где команды соревнуются, кто быстрее пролетит по маршруту, кто быстрее расставит те или иные предметы, сбросив их на землю. Это уже игра, где можно устраивать соревнования.
Как элемент начальной военной подготовки, где раньше разбирали-собирали автомат, может внедряться и эта игра. И население страны будет уметь работать с коптерами. Это ребятам пригодится и на гражданке: можно снимать свадьбы, заняться фото- и видеосъемками в различных сферах.
19 августа пройдет конференция, посвященная компьютерным играм как фактору национальной обороны и безопасности. Мы в том числе рассмотрим линейки других отечественных видеоигр, которые могут быть применены для общего повышения навыков граждан нашей страны в области каких-то оборонных возможностей. Будем рассматривать игру как некую систему приобретения компетенций, чтобы игра была не просто развлечением.
Мы в эту область смотрим и сейчас будем расширять линейку, проводить соревнования в отечественных играх. Для нас важно, чтобы появился именно игровой контент, связанный не только с профессиональными навыками, но и с воспитательной работой, несущей образовательную функцию.
Есть известный случай, когда наши танкисты уничтожили несколько украинских танков. Когда танкист давал интервью, он сказал: «Так мы все в World of Tanks играли и применили ту же самую тактику, что и в игре, — эти два выходят выманивают, он выезжает. Я выхожу, стреляю и ухожу. Те на тех распыляются и так далее». Практикой это подтверждено. Поэтому играйте в игры, только не ломайте свое здоровье.
— По вашему мнению, какие еще меры могли бы привлечь в ряды Вооруженных сил больше российских геймеров?
— Очень важно создавать игры, куда будет заложена та идеология, которую пропагандирует государство. Если это будет, то уговаривать никого не надо: как только враг будет под Москвой, все соберутся и будут его бить, потому что мы в это играли.
Мне случай рассказывал товарищ моего возраста: «Я в 90-е прилетаю в Нью-Йорк, иду и понимаю, что это мой родной город». А он играл в игры, где прекрасно воссоздают эту среду. Вот мы и должны создать игры, чтобы Россия стала родным пространством для тех, кто сидит в виртуальном мире. Это очень важно, если мы хотим, чтобы поколение воспитывалось с любовью к Родине. «Во что играет мальчишка?» — вопрос, равный другой фразе: «С чего начинается Родина?»
Люди проводят энное количество времени в виртуальном мире, а сейчас оно может быть больше, чем в реальном. Поэтому виртуальный мир должен создаваться на базе наших ценностей. Нужно сделать наши игры красивыми и хорошими. Пусть люди приучаются к тем традиционным вещам, к которым мы привыкли.
— Не боитесь, что идеологическая составляющая, наоборот, оттолкнет молодежь?
— А это уже талант! Когда американцы это делают, у них же не висит американский флаг на заставке, они это делают очень тонко. Например, тот же Годзилла на территории Нью-Йорка рушит американскую территорию, во всех фильмах-катастрофах они себя рушат. Но зритель не видит другого мира, кроме как этого. Зритель переживает за героя, который спасает рушащуюся бедную Америку. Подспудно зритель переживает и за Америку, ему жалко разрушающуюся страну. У него возникает внутренняя любовь к этой стране, за которую бился герой.
Когда мы спрашиваем у молодого поколения, какая у тебя идеальная страна, часто отвечают: Америка. Потому что она там, в телевизоре, в играх. Если мы кондово подойдем к этому вопросу и начнем это делать грубо, с некой пропагандой и идеологией, никто в эти игры играть не будет.
Игра должна быть сделана гениально и играбельно. Сюда должны привлекаться таланты. Русская земля талантами славится, надо дать им возможность это реализовать. Недавно вышла игра про Советский Союз — Atomic Heart. В нее играет весь мир не потому, что любит Советский Союз, а потому, что она классно сделана. Поэтому мы разработчиков приглашаем, и они готовы это делать профессионально и классно.
— Какие бюджеты выделяет Министерство обороны РФ на проекты, связанные с видеоиграми и киберспортом, на данный момент? Поскольку вы планируете привлечь руководство к усилению работы в этом направлении, то какие бюджеты вы бы хотели видеть в будущем?
— Министерство обороны на это не тратит бюджет, потому что у него есть совершенно понятные боевые задачи, которое оно должно выполнять. Поскольку фактически мы через киберспорт развиваем государство и вкладываемся в обороноспособность в целом, очень многие регионы и крупные предприятия готовы с нами сотрудничать — за собственные бюджеты.
Для региональных руководителей это то, чем нужно заниматься в регионе, а мы им предлагаем некую франшизу по воспитанию молодого поколения. Мы для них эту задачу решаем, а они просто организовывают, например соревнование. Здесь работает принцип win-win, потому что ни у кого нет сомнения, что это нужно, и деньги надо тратить как раз на это.
То же самое понимают и высокотехнологичные компании. Вклад в эти игры — будущие контракты с теми же регионами, расширение возможностей и рынка. Поэтому, работая с нами, выигрывают все.
— На платформе «Киберпатриота» проходят соревнования по различным киберспортивным дисциплинам. Какие глобальные цели выполняет этот проект? Привлекают ли победителей соревнований или отличившихся игроков к службе на благо Родины?
— Основная задача движения «Киберпатриот» — показать, что такое современная армия. Чтобы мальчишки, которые сейчас приехали на эти соревнования, видели не тот стереотип, который идет с Запада или закладывался в 90-е, где армия представляется как кирзуха и лопата. Нет, вот она современная армия: это офицеры, которые так же с пацанами разговаривают на одном языке и демонстрируют высокие технологии.
Финал проходит всегда на форуме «Армия», чтобы ребята погрузились и посмотрели, что все самое передовое — технологии, люди — они здесь, в армии. Это прекрасный коллектив, это игры, в которые можно играть, это технополис «Эра», где их сверстники, закончившие вуз, пришли служить срочную службу и просто наслаждаются тем, что происходит: живут на берегу Черного моря, занимаются высокой наукой.
Они могут прикоснуться к тем технологиям и изобретениям, которые им гражданка никогда не даст. Ты никогда не будешь разрабатывать военный спутник, а тут тебя после выпуска сразу погрузили в эту атмосферу и ты вышел с богатым жизненным опытом из армии. Их, молодых пацанов, из научных рот берут уже руководителями проектов.
Что предложат программистам на гражданке? Ну, сделать автоматизацию бухгалтерии или еще что-то. 90% — это достаточно рутинная вещь для программиста.
Здесь они сами видят армию и подходят и спрашивают: «А как к вам попасть? А можно служить у вас в ДИСе?» Лучшей пропаганды армии, чем поиграть с пацанами в компьютерные игры, нет.