Борьба за интернет и молодежь – политический тренд 2017 года. В первую очередь благодаря несистемной оппозиции и Алексею Навальному, который активно использует интернет для своей политической деятельности. В Сети он выпускает фильмы, там же ведет онлайн-программы и призывает к уличным протестам.
Выпущенный весной фильм «Он вам не Димон» набрал больше 24 миллионов просмотров, а сайт Navalny.com занимает в Рунете 519-е место по посещаемости, если верить статистике Alexa.
Понимание того, что интернет уже стал агитплощадкой, равной ТВ, пришло ко многим политикам. Но как показывает статистика, большинство политиков не знают, как действовать в Сети, как привлечь людей к своим материалам.
Для изучения интернет-активности провластных сил и системной оппозиции мы решили взять показатели 14 крупнейших политических партий страны, допущенных к прошлогодним выборам в Госдуму.
Личность важнее партии
Больше всех голосов на выборах 2016 года набрала «Единая Россия», поэтому неудивительно, что ее сайт является самым популярным из ресурсов 14 партий. Но популярность эта условная – о каких-то особых показателях говорить не приходится.
По данным статистического сайта Alexa, сайт «ЕР» занимает в Рунете 2905-е место. Не самый лучший результат, если посмотреть в отчет «ЕР» в ЦИК: на пропаганду партия потратила в 2016 году почти 950 миллионов рублей, на содержание информагентств, СМИ и полиграфию — 3,5 миллиона.
Подписано на официальный Twitter-аккаунт единороссов 140 тысяч человек. Для сравнения, у Twitter-аккаунта отсидевшего и вернувшегося в мир политики Сергея Удальцова сегодня — 143 тысячи подписчиков.
На видеохостинге YouTube у «Единой России» совсем беда – меньше 3,5 тысячи подписчиков. Это примерно уровень начинающего провинциального блогера или YouTube-канала «Справедливой России», у которой чуть больше 3,5 тысячи читателей. Удивительно, но у официальных YouTube-каналов ЛДПР и КПРФ — больше 20 тысяч подписчиков.
Коммунисты в 2016 году потратили 625 миллионов на пропаганду и 213 миллионов на содержание издательств, информационных агентств, полиграфических предприятий, СМИ. ЛДПР — несколько меньше: 443 миллиона на пропаганду и 24,6 миллиона — на полиграфию и СМИ.
Результат не заставил себя ждать: второе и третье места по популярности среди ресурсов политических партий заняли КПРФ (6008-е место в Рунете) и ЛДПР (7243-е место в Рунете).
При этом ЛДПР, как в рамках партии, так и в лице ее вождя, очевидно «уделала» КПРФ в Twitter. На ЛДПР в соцсети подписано 107 тысяч человек против 72 тысяч у думских коммунистов. Почитать Владимира Жириновского подписались 1,7 миллиона человек, тогда как Twitter Геннадия Зюганова интересен лишь 275 тысячам.
Здесь подтверждаются два замечания экспертного сообщества, которое не раз утверждало, что персоналии в российской политике важнее партийной структуры. Ну и что ЛДПР без Жириновского будет уже не та ЛДПР.
В этом смысле бронзовеющий от вождистских замашек Алексей Навальный все правильно понял и создает политическую силу не вокруг какой-то пространной партии, а вокруг своей фигуры.
Показательны данные о присутствии в интернете последней парламентской партии – «Справедливая Россия». По факту — мертвый канал на YouTube, 5,7 тысячи подписчиков «ВКонтакте», семь с небольшим тысяч в Facebook и целых 1200 подписчиков в Twitter. Spravedlivo.ru справедливо находится на 19 256-м месте в Рунете, по данным Alexa.
Зато у личного Twitter-аккаунта лидера эсеров Сергея Миронова – 317 тысяч подписчиков. Потратили эсеры на пропаганду в 2016 году 799 миллионов рублей.
Партии без личности
У остальных 10 партий, которые хотели, но не попали в Госдуму, показатели еще хуже.
Более-менее нормальные — у демократической партии «Яблоко». По данным Alexa, сайт партии занимает 19 107-е место, что даже выше, чем у эсеров. У партии 4800 подписчиков на YouTube, что лучше, чем у эсеров и единороссов. Но в других крупных социальных сетях «Яблоко» проигрывает думским партиям.
Полностью, если верить статистике, «забила» на свои ресурсы другая крупная либеральная партия – ПАРНАС. В Рунете ее сайт занимает 118 535-е место. Ничего особенного из себя не представляют и страницы в социальных сетях: Facebook – 12 тысяч подписчиков, «ВКонтакте» — 19 тысяч, Twitter – 13 тысяч, YouTube – 5 тысяч и целая одна тысяча — в «Одноклассниках».
Еще одна партия, которую считают либеральной, Партия роста, занимает 87 777-е место в Рунете. Количество подписчиков в соцсетях соразмерно показателям ПАРНАСа.
Еще две правые партии – «Гражданская платформа» и «Гражданская сила». Сайт первой занимает 293 803-е место, хотя в свое время Михаил Прохоров вкладывал большие деньги как в саму партию, так и в ее основной интернет-ресурс. Что касается второй партии, Alexa сообщает только место ее сайта в глобальном рейтинге – 14 795 410-е – то есть это «ресурс-труп».
То, что «Гражданская сила» — мертвец в Сети, подтверждает ее положение в соцсетях: 178 подписчиков «ВКонтакте», 15 — в Facebook, 22 читателя — в Twitter. Это показатели человека, который решил завести аккаунты в соцсетях, но на следующий день передумал их вести.
Не лучше ситуация — у ресурсов крупных патриотических партий социал-демократического толка.
Сайт самой популярной из них – «Родина» — занимает 70 155-е место в Рунете. По несколько тысяч подписчиков в крупных соцсетях, на YouTube «Родина» не может привлечь и тысячи фолловеров.
Хуже — у «Патриотов России»: 109 871-я строчка в Рунете. Сайт подписан на Top.Mail.ru. Благодаря этому мы можем узнать, что ежедневно на ресурс захотят чуть более сотни человек. Непосредственно с сайтом «Патриотов России» в рейтинге посещаемости соседствует ресурс «Санкт-Петербургского диабетического общества». На несколько меньше посетителей в день — у сайта «Тюрьма и воля».
Совсем нехороши дела у ресурса «Российской партии пенсионеров и справедливости» — 314 259-е место. До результатов питерских диабетических обществ еще пыхтеть и пыхтеть. Показатели в соцсетях похожи на то, что вы видите у своего знакомого интроверта: 283 подписчика «ВКонтакте», 44 — в Facebook, 15 читателей в Twitter, 13 подписчиков на YouTube. Последние видео на YouTube партия пенсионеров выложила 11 месяцев назад.
«Коммунисты России» — вторая после КПРФ коммунистическая партия страны. Одни считают ее спойлером, другие — реальной силой, одной из немногих новых партий, которая хоть что-то из себя представляет. Занимает сайт «Коммунистов России» почетное для непарламентских партий 66 715-е место. Но в соцсетях — все те же пару тысяч в Facebook или одна тысяча — в «ВКонтакте».
Коммунисты, социал-демократы, либералы, патриоты – остались зеленые. Одна экологическая партия участвовала в парламентских выборах 2016 года – «Зеленые». Федеральный партийный список тогда возглавил известный политик Олег Митволь. Но даже это не помогло набрать хоть 1%.
У «Зеленых» тоже есть свой сайт, и он также — скорее, мертв, чем жив: 233 783-е место в Рунете, по данным Alexa.
Это «успехи» политической деятельности в Сети тех 10 партий, которые решили составить конкуренцию на выборах «большой четверке». У нас есть еще около 60 политических партий – но на их показатели в интернете лучше и не смотреть.
Перспективы
Руководитель Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) Николай Миронов заметил, что для партийного продвижения в интернете нужны люди, вовлеченные идеологически, верные и профессиональные. А это большие затраты, которых точно нет у малых партий.
«Из парламентских партий в этом смысле лучше всего дела идут у ЛДПР. Они популяризируют свою партию с помощью молодых депутатов. Вне конкуренции стоит «Единая Россия». Она уже пользуется многими сетевыми инструментами. У них есть группы технологов, целые линии, работающие на аутсорсинге, где сотрудники даже не оформлены, но делают свои дела в интернете», — сказал Миронов.
Директор аналитического центра «СтратегPRO» Александр Ведруссов считает, что и у малых, и у крупных партий есть деньги на раскрутку сайтов. Но подход к этому делу почти всегда формальный.
«По большому счету, эти сайты свою общую функцию выполняют. Скучно, но детально предоставляют «календарную» информацию для широкого пользователя. Что же касается всего интернета, то формат подачи слишком быстро меняется. Партии просто не успевают подстроиться под новые тренды. Вчера нужно было развивать сайт, сегодня следить за блогосферой, завтра нужно будет еще что-то. Партии пытаются присутствовать в интернете, но пока получается «для галочки», — считает Ведруссов.
Профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев считает, что к идее развития своих интернет-ресурсов партии не вернутся раньше следующих парламентских выборов.
«Непрофессионализм и неадекватность партийных функционеров ведут к тому, что интернет ими недооценивается, они по-прежнему не хотят и не умеют с ним работать. В какой-то мере — это жадность. Им проще потратить деньги на что-то другое. Проблема возникла 15 лет назад. Сначала были отговорки, что интернетом мало кто пользуется. Теперь они говорят, что успех в Сети не конвертируется в голоса на реальных выборах. Но деятельность Навального доказывает, что они не правы», — сказал Матвейчев.
Коллаж © Daily Storm. Фото: © GLOBAL LOOK press