Если вы пьете в компании и у вас закончилось горячительное, то отправлять за алкогольной «добавкой» теперь нужно будет самого трезвого, которого «не спалят». Минздрав рассматривает возможность запрета продажи спиртных напитков лицам, находящимся в состоянии опьянения.
В письме от 31 октября 2017 года на имя координатора проекта «Трезвая Россия» Султана Хамзаева (копия есть у «Шторма») министерство положительно отзывается об идее наделить продавцов и работников точек общепита правом отказывать в приобретении алкоголя нетрезвому клиенту. Единственная проблема для принятия нового закона, которую отметили в ведомстве Вероники Скворцовой, — разработка критериев, по которым продавцы и бармены смогут определять факт и степень опьянения покупателя.
С инициативой в сентябре этого года в Минздрав обратился автор идеи Султан Хамзаев.
В начале письма от Минздрава Хамзаеву говорится, что сегодня госполитика по снижению потребления алкоголя подошла к тому рубежу, когда эффект от ранее принятых мер почти исчерпан. Ведомство ищет новые идеи, и одной из них может стать предложение «Трезвой России».
«Одной из таких действенных мер может стать наделение организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукцией, в том числе при оказании услуг общественного питания, правом отказать клиенту в продаже алкогольной продукции при условии, что клиент находится в состоянии алкогольного опьянения», — написал директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай.
Далее в Минздраве отметили, что для скорейшей реализации законодательной инициативы нужно определить критерии, по которым работники общепита и розничной торговли смогут определять факт и степень опьянения потребителя. Поучаствовать в определении этих критериев было предложено и «Трезвой России».
Султан Хамзаев рассказал «Шторму», что после положительного ответа от Минздрава «Трезвая Россия» получила возможность дальше работать над проектом.
«В ближайшее время мы проанализируем международную практику применения аналогичных мер. Обсудим с экспертами, как лучше адаптировать международный опыт в России. Потом, в формате общественных слушаний, предложим уже взвешенный и четко продуманный вариант внедрения такой меры», — сказал он.
Хамзаев убежден, что новая поправка снизит не только потребление алкоголя в государстве.
«Уменьшится количество ДТП, преступлений против здоровья и жизни, хулиганских выходок, всего, что было вызвано неограниченным употреблением спиртных напитков», — резюмировал Султан Хамзаев.
Чиновники и представители социологических служб периодически говорят о том, что в России стали меньше пить. Однако показатели, касающиеся последствий алкоголизма, до сих пор ужасают.
По статистике ГИБДД, в 2016 году было совершено 12 468 ДТП по вине пьяных водителей. В результате погибли 3 789 человек, еще 17 698 получили ранения.
В том же 2016-м граждане в состоянии алкогольного опьянения, по данным МВД, совершили 440 тысяч преступлений — треть от всех раскрытых за 12 месяцев.
В декабре 2009 года правительство одобрило концепцию госполитики по снижению потребления спиртного. Там написано и про борьбу с нелегальным товаром, и про необходимость поднять акцизы, и продавать алкоголь в определенное время, и многое другое. По факту гражданам только запретили приобретать спиртные напитки в вечернее и ночное время.
Сегодня в ряде европейских стран и США, как рассказал нам руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФФРА) Вадим Дробиз, уже есть законодательные нормы, которые дают бармену право отказать клиенту в алкоголе. Более того, есть предписания, согласно которым стоящие за барной стойкой даже несут ответственность за пьяного клиента.
В России все наоборот. Неформально бармен может сказать клиенту «хватит», отказать и, в зависимости от настроения клиента, оказаться нарушителем закона. Сегодня, пока клиент стоит на ногах и способен заказывать, любой отказ в продаже – это нарушение закона о защите прав потребителей.
Бармен ресторана «Терраса на Малой Конюшенной» в Санкт-Петербурге Эдуард Абиев рассказал «Шторму», что сегодня проблемы с пьяными клиентами рестораны решают с помощью охраны.
«Если клиент пребывает в состоянии алкогольного опьянения, да еще и угрожающем комфорту других посетителей, то его выведут. Я не знаю, на какие законы в таких случаях ссылаются наши охранники, но они эти вопросы как-то решают. Тем не менее инициатива вполне логичная и правильная. Здорово будет, если действия персонала заведения будут подкреплены законодательно», — считает Абиев.
Психиатр-нарколог Сергей Нурисламов также поддержал идею и заметил, что вопрос «Как определять?» в этой истории — самый главный.
Если говорить о технической стороне — для измерения степени опьянения клиента в ресторанах и магазинах могут использовать существующую шкалу стадий алкогольного опьянения. Самое очевидное — раздать продавцам и барменам алкотестеры и законодательно закрепить их применение. Пока для решения технической проблемы — это самый очевидный и простой инструмент, им активно пользуется МВД.
По мнению Нурисламова, в заботе о посетителях бармены могут и схитрить. Когда человек настаивает на очередной, уже убийственной дозе, можно обещать выдать ему алкоголь за счет заведения, параллельно вызвав наркологическую службу или скорую помощь. Так клиент не отправится на поиски спиртного в другое заведение и не добьет себя или кого-то другого после очередной рюмки.
Ранее «Шторм» писал, что четкой статистики алкоголизма в России нет. Два месяца назад нарколог Олег Стеценко говорил нам, что в России живут 10-15% алкозависимых. Главный нарколог страны Евгений Брюн пару лет назад говорил о 30%. Что 10%, что 30% – речь ведь идет о миллионах наших граждан.