Гигантский пункт сбора и перевозки мусора, построенный в обстановке строжайшей секретности, всего через несколько месяцев должен заработать не где-то в богом забытом безлюдном месте, а под носом жителей Таганского и Нижегородского районов города Москвы — всего лишь в нескольких километрах от Кремля. Уже в четвертом квартале 2019 года москвичи могут столкнуться с тоннами отходов, которые в ежедневном режиме будут перевозиться мусоровозами (порядка 800 в день) и, по всей видимости, отправляться по железнодорожным путям в другие регионы нашей страны.
Так называемый мусорный полигон «Бойня», расположенный по адресу улица Скотопрогонная, д. 35, долгое время был для местных жителей белым пятном в истории их района: никто не знал и не имел ни малейшего понятия, что за стройка видна из окна.
Первоначально о мусорном кластере на станции Бойня написал осенью прошлого года журналист издания Meduza Иван Голунов. После к вопросу подключился глава Таганского муниципального округа Илья Свиридов. После многочисленных запросов в чиновничьи кабинеты и проведенных общественных инспекций объекта выяснилось, что речь идет о возведении производственного погрузочно-разгрузочного кластера на территории железнодорожной станции Бойня. Оказалось, что действительно на данном объекте будут заниматься сбором и перевозкой мусора, хотя официальных подтверждений этому до сих по не получено.
Во время одной из последних инспекций на территории уже завершенного объекта Свиридовым было замечено объявление, которое гласило, что здесь и вовсе строится южный дублер Кутузовского проспекта. Можно предположить, что данные решетки с объявлением попали сюда случайно, однако это только усиливает недоверие жителей к местным властям, которые держат полигон в информационном вакууме.
Для привлечения внимания к строительству мусорного полигона в центре Москвы активисты уже неоднократно проводили пикеты и митинги, затрагивающие мусорную реформу в целом по всей России. К «Бойне» должны были вернуться в минувшее воскресенье, однако префектура Юго-Восточного административного округа столицы отказала активистам в проведении пикета количеством 30 человек на той самой злополучной Скотопрогонной улице.
Официальная причина отказа — согласно законодательству «О митингах» запрещено проводить публичные мероприятия на территориях, «непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности», а также вблизи «путепроводов, железнодорожных магистралей и полос отвода железных дорог».
Активистам было предложено отправиться в далекий и не имеющий никакого отношения к Таганке Гайд-парк в Сокольниках, от чего они, естественно, отказались. Глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов собирается направить повторную заявку на проведение акции протеста рядом с «Бойней», поскольку считает, что само строительство в принципе имеет незаконный характер, сопряженный с подложными документами, по которым объект был признан некапитальной постройкой временного характера, у которого отсутствует прочная связь с землей, а значит, для его возведения не нужно получать разрешающих документов (экспертное заключение НИЦ «Строительство» и письмо Московской межрегиональной транспортной прокуратуры имеется в распоряжении Daily Storm).
«Отказ в согласовании нашего мероприятия рядом с Бойней — лишнее доказательство раздражения власти, для которой эта тема болезненна», — полагает Свиридов.
«Строительство мусорных кластеров — целая программа. Об этом, кстати, писал еще Иван Голунов, — продолжает муниципальный глава Таганки. — Планируется вывозить московский мусор по железной дороге в другие регионы. Не нашли ничего умнее, чем построить перевалочный пункт размером с три футбольных поля прям в центре города, буквально внутри Третьего транспортного кольца, в нескольких километрах от Кремля. Это категорически неприемлемо! Сортировочные и перерабатывающие центры, безусловно, нужны. Но! Делать это в центре города, в непосредственной близости от жилых домов — 400 метров до ближайшего — это нонсенс и абсурд. Жители категорически против».
По словам Свиридова, планируется, что мусорный полигон «Бойня» заработает в четвертом квартале 2019 года. Аналогичные планируются еще в двух районах Москвы: в Некрасовке и на Павелецкой. И если в последнем случае благодаря протестам местных жителей на время удалось приостановить стройку (идет этап подготовки к строительству), то в Некрасовке протестующих не услышали. Более того, Роспотребнадзор признал, что, по их информации, здесь «будет проводиться упаковка и перегрузка ТБО в железнодорожный транспорт без предварительной сортировки».
За несколько дней до прямой линии с президентом России Владимиром Путиным отчаявшиеся жители Таганского и Нижегородского районов записали видеообращение к главе государства. Они поведали, что в течение года обращались в различные инстанции и в администрацию президента с просьбой ответить на вопрос: что же все-таки строится на территории закрытой ж/д станции Бойня.
«Ответы, которые мы получили, в том числе ссылка на заказчика ООО «Технопарк», говорит о строительстве сооружения по обращению и хранению перевозки мусора. Размеры сооружения говорят о 800 мусоровозах в день. Это значит, что проживания и следования транспорта в разы увеличится загазованность и сопутствующие заболевания, а также — соответствующие ароматы. Ну и, конечно, это значит, что в пяти километрах от Кремля будет огромная свалка. Просим вас перепрофилировать объект в центре Москвы на любой, не несущий экологических проблем», — отмечалось в обращении жителей к Путину.
Ответа на животрепещущий вопрос во время прямой линии президента, как известно, так и не последовало. Сама же тема мусорной реформы устами 15-летней бьюти-блогерши Кати Адушкиной и руками организаторов была сведена до банальных фотографий с кучей неубранного мусора в придомовых контейнерах и увещеваниями, что так жить нельзя, а мусор нужно убирать.
В ближайшее время глава Таганского муниципального округа Илья Свиридов также собирается оспорить в суде экспертное заключение НИЦ «Строительство», согласно отчету которого постройка на территории Бойни со всеми проложенными коммуникациями и подведенными железнодорожными путями была признана некапитальной, хотя, судя по своему внешнему виду, является именно такой, а значит — должна была получить все необходимые на ее возведение разрешения.
Экоактивисты борются за внедрение полноценного раздельного сбора мусора в каждом дворе. Переработкой отходов должны заниматься малые предприятия, а государство должно создать платформу для обучения практики раздельного сбора отходов. Также среди инициатив экоактивистов — отказ от использования одноразовых пакетов и пластика, которым загрязнены все реки, моря и океаны.