В Евросоюзе принято считать, что «Газпром» (который обеспечивает порядка трети газовых потребностей региона. — Примеч. «Шторма») спекулирует своим положением. И если вдруг строптивые европейцы осмеют ослушаться Москву, газовый гигант возьмет да и сделает что-то из ряда вон выходящее. Как именно «Газпром» может наказать ЕС, европейские политики, правда, не уточняют. Оно и понятно, ведь самое страшное, что может сделать Москва, — это перекрыть вентиль, но тогда российская сторона нарушит контракт и потеряет деньги, а это, мягко говоря, абсурдно. Тем не менее как только отношения России и Европы заходят в тупик, власти последней вспоминают о важности укрепления энергетической безопасности региона. Вот и сейчас, когда Лондон обвинил Москву в отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери, страны Старого Света заговорили о снижении зависимости от российского топлива.
На днях глава британского правительства Тереза Мэй пообещала, что вместе с коллегами по Евросоюзу Лондон будет усиленно искать альтернативы российскому газу. «Мы будем продолжать обсуждать с Евросоюзом не только нашу энергетическую безопасность, но и более широкий подход к энергетической безопасности», — заявила Мэй.
Треть своих потребностей в газе Великобритания покрывает за счет российского топлива. В прошлом году такие поставки были осуществлены на три миллиарда долларов, говорит ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Еще любопытно, что напрямую из России Британия газ не получает: никакого газопровода между странами не существует. Российское топливо Лондон получает за счет своповых операций.
Другое дело – материковая Европа, пронизанная сетью российских трубопроводов. В среду, 14 марта, новые немецкие власти подписали коалиционный договор, где в целях энергетической безопасности Германии значится «стремительное развитие возобновляемой энергетики». Нет, на первом месте, как казалось бы, не экологическая мотивация, а снижение зависимости от сырья из России. Напомним: немцы импортируют из РФ порядка 40% голубого топлива (данные консалтинговой компании Wood Mackenzie).
Но самое интересное, как пишет Deutsche Welle, в том, что новые власти Германии планируют строительство инфраструктуры для сжиженного природного газа (СПГ). В частности, строительство терминала по приему СПГ в порту Вильгельмсхафен.
А ведь до недавнего времени именно Берлин был ключевым лоббистом второй ветки «Северного потока» — российского газопровода, после реализации которого украинский транзит должен быть сведен к минимуму.
Вот, например, что ранее о СП-2 говорил министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль: «Мы считаем, что данный проект повышает энергобезопасность Германии и Европы. И мы сделаем все, чтобы не допустить его превращения в политический проект».
«Я подчеркнула вместе с остальными, что это прежде всего экономический проект, там есть частные инвесторы», — вторила канцлер Германии Ангела Меркель.
А это слова руководителя немецкой энергетической компании Wintershall Тило Виланда: «Мы намерены и дальше поддерживать этот проект. И позвольте мне с позиции европейской компании сказать, что это европейский проект, что он нужен Европе. Польское правительство имеет другой взгляд на вещи. Мы считаем, что это делается из эгоистических соображений. Польша всегда требует солидарности от других европейских стран и никогда не выражает готовность действовать солидарно с другими странами ЕС. Но солидарность — это не дорога с односторонним движением. И на примере «Северного потока — 2» Польша могла бы показать, что она может не только брать, но и давать. Мы уверены, что Польше не удастся сорвать проект».
Речь идет о позиции Варшавы, выступающей против СП-2, задолго до дела Скрипаля и прочих пертурбаций. Поляки с группой единомышленников (Венгрия, Латвия, Литва, Словакия, Чехия, Эстония) жаловались на проект газопровода в Еврокомиссию. Они уверены: как только Россия завершит строительство «Северного потока — 2», ее позиции на энергетическом рынке ЕС будут еще сильнее.
В 2015 году Польша запустила терминал по приему сжиженного природного газа в порту Свиноуйсце. Его мощность пять миллиардов кубометров топлива в год. Однако терминал на эту мощность не используется. Сейчас Варшава импортирует топливо из Катара, с которым заключила контракт на 1,5 миллиарда кубометров. По подсчетам участников рынка, катарский газ обходится Польше в 319–350 долларов за тысячу кубометров.
А в прошлом году страна получила первую партию американского СПГ. Его стоимость — 270 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения: российский трубопроводный газ стоит 195–213 долларов за тысячу кубометров.
На долю «Газпрома» приходится порядка 70% от всего импортируемого Польшей голубого топлива. В 2017 году российская компания поставила стране 10 миллиардов кубометров газа. В то время как потребность Варшавы в газе оценивается более чем в 17 миллиардов кубометров в год. Но Польша планирует строительство еще одного терминала по приему СПГ (четыре миллиарда кубометров). Если он появится, СПГ-мощности Польши превысят 11 миллиардов кубометров. То есть теоретически страна сможет жить без «Газпрома», а при необходимости даже снабжать топливом соседей, зарабатывая на этом. Но практически — не совсем понятно, кто будет поставщиком СПГ.
Допустим, Катар — крупный игрок на мировом рынке газа. «Однако Катар находится в зоне постоянных конфликтов на Ближнем Востоке и не может быть абсолютно надежным поставщиком», — говорит «Шторму» Гойхман.
США, как экспортеры СПГ, однозначно надежнее. В конце 2015 года экс-президент США Барак Обама снял запрет на экспорт углеводородов. Местные производители сжиженного газа, например Cheniere Energy, тут же заключили контракты по поставке топлива с Бразилией, Испанией, Британией, Португалией.
Но с поставками американского газа есть ряд нюансов. Во-первых, его стоимость. Цена СПГ, в отличие от трубопроводного топлива, определяется не контрактом, а рынком. Зимой, когда спрос на сырье выше, сжиженный природный газ стоит на порядок дороже трубопроводного. Кроме того, в стоимость СПГ, помимо добычи, включены следующие этапы: сжижение, транспортировка, разжижение, транспортировка до потребителя.
Во-вторых, для покорения Европы у американских СПГ-производителей не хватает инфраструктуры. Дело в том, что долгое время газ в Штатах добывался для внутреннего потребления, а для экспорта это оборудование не подходит.
«СПГ однозначно дороже трубопроводного газа. Инфраструктура для него дорогая, в том числе заводы по разжижению газа. Литва построила терминал по приему СПГ, чтобы снабжать сырьем соседей по Прибалтике, но Латвия и Эстония его не покупают. Все потому, что у «Газпрома» дешевле», — поясняет независимый эксперт Игорь Дмитриев.
В-третьих, Европе тоже не хватает мощностей для приема СПГ. «Сравните 81 миллиард кубометров газа, которые поставляет в Европу «Газпром», с мощностями терминалов СПГ, которые строятся в Польше, планируются — в Хорватии. Они будут иметь максимальную регазификационную мощность около 10 миллиардов кубометров в год каждая. Действующие терминалы, которые могут принимать регазифицированный эквивалент около 200 миллиардов кубометров, а принимают всего 40-50 миллиардов. А наполнять их, судя по конъюнктуре, все равно придется российским газом от «Газпрома», а иначе каким?!» — недоумевает генеральный директор инвестиционной компании «Харитонов Капитал» Максим Харитонов.
Наконец, поставлять газ в Евросоюз — как Штатам, так и другим производителям СПГ — откровенно невыгодно: крупнейшими потребителями этого вида топлива являются страны Юго-Восточной Азии, на которые приходится две трети мирового потребления СПГ. Цены на него здесь на 30-40% выше, чем в Европе. Для понимания: Япония импортирует 107 миллиардов кубометров СПГ в год, Южная Корея — почти 42 миллиарда кубометров.
«СПГ никогда не сможет заменить магистральные поставки газа: во всем мире не найдется столько танкеров и соответствующей инфраструктуры. Даже если предположить, что все это будет построено, себестоимость топлива окажется на 40–50% выше магистрального газа. И европейские налогоплательщики не позволят своим правительствам такие расходы», — убежден Максим Харитонов.
В свою очередь аналитик Олег Богданов не исключает, что если в отношениях России и Европы не наступит оттепель, европейцы будут снижать зависимость от газа из РФ даже вопреки его дороговизне. «Впрочем, лет 10 им в любом случае придется покупать газ у «Газпрома», пока не появится необходимая инфраструктура по приему СПГ. Но еще раз повторю, политические факторы могут стать в Европе выше экономических, и тогда можно ждать любых сюрпризов от европейских партнеров», — рассуждает эксперт.