Уже несколько дней приходят печальные новости из Мьянмы. Вновь обострился конфликт мусульманского и буддистского населения в штате Ракхайн (он же Аракан). За последних выступает правительство, которое обвиняет мусульман в нападениях и убийствах правоохранителей. В ответ, как говорят мусульмане, власти Мьянмы проводят карательные операции: уничтожают деревни, убивают мирное население; десятки, если не сотни тысяч мусульман вынуждены бежать в соседнюю Бангладеш.
Позицию официальной Москвы пока можно охарактеризовать как молчание. МИД России, конечно, высказался, но достаточно пространно, призвав стороны конфликта к перемирию.
Более резко ситуацию охарактеризовал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.
«Армия не имеющих человеческого облика полчищ уничтожает народ рохинья (мусульманская народность Мьянмы. — Примеч. D.S). Карательные операции и санкционированные властями массовые погромы отличаются особой жестокостью. Весь мир шокирован, но не властители мира. Сотни и тысячи голых трупов женщин, стариков и детей… Обезумевшие от ужаса лица беженцев… И это лишь те фотографии, которые распространяются самими убийцами», — написал в своем Instagram чеченский лидер.
Активно занимается этой проблемой Совет муфтиев России. Руководитель пресс-службы совета Гульнур Газиева отметила, что события в Мьянме не являются сторонней темой и организация еще 31 августа призвала к оказанию гуманитарной помощи народности рохинья.
«Эта ситуация требует вмешательства организаций международного уровня, таких как ООН. Мы уже отмечали, что полуторамиллионное население мусульман Мьянмы стремительно убывает. Что если бы сравнимый с ним по численности народ Эстонии убывал бы столь же стремительно? Международные организации могут проявить внимание к этой ситуации, избегая политики двойных стандартов. Должна заметить, что мы не одобряем вчерашнего несанкционированного митинга у посольства. Хорошо, что все обошлось и удалось привлечь внимание, но во всем надо идти законным путем. Хотя зверские убийства, именно зверские, которые там творятся, должны быть прекращены», — подчеркнула Газиева.
Вчера, 3 сентября, сотни мусульман провели акцию у посольства Мьянмы в Москве. Полиция решила не вмешиваться в ситуацию. Сегодня утром тысячи человек в Грозном вышли на митинг против преследования мусульман-рохинья.
Такова реакция мусульманской общины как в России, так и за ее пределами. Другая ситуация — с официальными лицами у нас и на Западе.
Пока самое вменяемое заявление в христианском мире сделал, как это ни удивительно, Папа Римский Франциск. Он, не вдаваясь в дипломатическое пустословие, признал факт жестокого обращения с мусульманами-рохинья, которых преследуют, пытают и убивают.
Остальной мир, как и большинство российского истеблишмента, молчит. И молчать, по всей видимости, будет и дальше.
Так, в Русской православной церкви считают, что им просто не стоит вмешиваться и как-то оценивать ситуацию в Мьянме.
«Это должен быть уровень общественного, а не церковного регулирования. Это не совсем в нашей компетенции, чтобы мы могли высказывать по данному вопросу свою позицию», — сказал Daily Storm зампред синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Примерно такие же настроения царят и в Государственной думе. Член комитета Госдумы по международным делам Виталий Милонов отметил, что ситуация в Мьянме, к сожалению, всегда была нестабильной. Сейчас же, по его мнению, кто-то пытается разыграть карту межнациональной и межрелигиозной вражды.
Сегодня мир, считает Милонов, живет стереотипами: буддисты — всегда хорошие, мусульмане — всегда плохие. Но на самом деле все понимают, что каждая конкретная ситуация имеет свои оттенки.
«Здесь спекулировать на ужасающих фото пыток детей, многие из которых могут оказаться наполовину правдивыми, а наполовину фейком, тоже нехорошо. Печально, что сейчас на этой ситуации играют те, кто добивается разжигания межнациональной розни и, как следствие, ссоры России с мусульманским миром. Якобы мы такие глухие к их страданиям, что не заступаемся. Можно разглядеть провокацию в провозглашении Эрдоганом своего решения о готовности послать войска. Целью этого может быть обращение большого количества мусульман России к вере в то, что России все равно. Это неправда. Нужно разобраться в ситуации и ждать оглашения государственной позиции, а не ориентироваться на одни только мнения авторитетных общественников», — считает Милонов.
Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев также считает, что сегодня трудно понять, что из информации, поступающей из Мьянмы, является правдой, а что — ложью.
«Ситуация в Мьянме неоднозначна. У каждой стороны есть своя правда. Насколько мне известно, население штата Ракхайн сильно радикализировано и также не отличается мягким поведением. Здесь можно провести параллели с некоторыми событиями в нашей собственной истории. У нас это было на Северном Кавказе. Да и не так давно самого Рамзана Кадырова обвиняли в том, что он жестоко расправляется с ваххабитами и геями. А сегодняшнее раздувание ситуации может быть еще одним шагом в пропагандистской войне, запущенной тем же Эрдоганом», — сказал он.
При этом Силантьев отметил, что властям России еще предстоит изучить ситуацию в Мьянме и понять, что там происходит.
«Надо не забывать, что такого рода конфликты случаются не только в Мьянме, но и в Таиланде, и на Южных Филиппинах. Если уж вмешиваться с целью помочь, то лучше вмешаться в ситуацию, где масштабы резни серьезнее. Это, например, Африка», — резюмировал Силантьев.
Буддистско-мусульманский конфликт длится столько, сколько существует Мьянма (прежнее название — Бирма). После Второй мировой войны страна получила независимость от британцев. Народность рохинья надеялась, что ее штат станет отдельным государством, но этого не произошло. С тех пор идет выяснение: являются ее представители коренным населением Мьянмы или пришлыми из Бангладеш, народ которой им этнически и религиозно гораздо ближе.
Власти Мьянмы, кажется, уже давно решили, что рохинья — все-таки пришлые, и стараются любыми способами принудить их к переселению в Бангладеш или куда угодно за пределы буддистской страны.
С периодичностью в несколько лет возникают кровавые конфликты с очередной цепью мусульман, которые бегут из страны. В эти же моменты возникает масса фейкового контента. Буддисты берут фотографии военных учений из Бангладеш и подают их как фото мусульманских боевиков, готовивших очередное нападение. Мусульмане же берут фото, сделанные в Индии или Таиланде, и выдают их за доказательства издевательств над детьми или взрослыми рохинья.
Здесь нет ничего удивительного. Фейковое творчество всегда идет рука об руку с военным конфликтом. Уже были истории с фейковыми фото из Палестины, Сирии или Донбасса. Например, когда одно и то же фото использовали как доказательство преступлений и украинских военных, и правительства Башара Асада. Даже Вторую мировую Германия начала с симуляции нападения поляков на немецкую радиостанцию в городе Гляйвиц.
Так что, с одной стороны, молчание Запада и российских политиков понять можно. Нужно много времени, чтобы разобраться, что на самом деле там происходит.
С другой стороны, есть ощущение, что разбираться никто не хочет. А для понимания ситуации нужно искать женщину. Зовут ее Аун Сан Су Чжи. Она для Запада — мученица, икона борьбы за демократию, которая подвергалась гонениям, покушениям, много лет провела под арестом. В итоге стала лауреатом Нобелевской премии мира, а в 2016 году ее партия «Национальная лига за демократию» получила большинство в парламенте. Только из-за некоторых законодательных ограничений она не смогла стать президентом. Им стал Тхин Чжо — ее соратник по партии. А Аун Сан Су Чжи возглавила Министерство иностранных дел.
Кто же из западных политиков сегодня будет обвинять в геноциде или даже критиковать ту женщину, которую они еще при жизни сделали эталоном чистого и честного борца за демократию и права человека?
Фото: © GLOBAL LOOK press/Anton Raharjo