Уже с предстоящего учебного года во многих вузах России могут появиться новые образовательные программы для подготовки кадров в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Студентов будут учить технологическому предпринимательству. Это следует из документации Минобрнауки, с которой ознакомился Daily Storm. Сейчас стоит задача внести нужные изменения в федеральные государственные образовательные стандарты и интегрировать в них новые компетенции, связанные с цифровизацией экономики.
Уже в начале 2021 года планируется подготовить пять образовательных модулей в области технологического предпринимательства (стартапов) и разработать методические рекомендации по их включению в образовательные программы высшего образования. В этом деле Минобрнауки помогает Финансовый университет при правительстве РФ. Финального списка вузов и направлений обучения пока нет, однако известно, что программы могут появиться не только в вузах с техническим уклоном, но и с гуманитарным, и даже в аграрных учебных заведениях.
В Минобрнауки отмечают, что цифровая трансформация экономики обеспечивает ускорение всех технологических и бизнес-процессов, в том числе малого и среднего технологического предпринимательства. Появляются новые возможности для создания прорывных цифровых бизнесов: продуктов и сервисов с применением Big Data, 3D-печати и аддитивных технологий, искусственного интеллекта, интернета вещей, технологий распределенного реестра, синтетической биологии, биоинформатики, инфохимии, киберфизических систем и так далее. Поэтому компетенции выпускника в сфере технологического предпринимательства становятся все более востребованными.
«Современный рынок труда требует глубокого понимания технологий, отраслей и нового мышления: работа в горизонтальных командах, способность сформировать и создавать оптимальные технологические решения для бизнес-задач», — считают в Минобрнауки.
Еще в прошлом году Минэкономразвития утвердило методику расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Документ определяет общие положения подготовки абитуриентов. Он содержит мало конкретики, но в нем упоминаются несколько основных умений, на развитие которых должно быть направлено высшее образование по цифровой экономике. Например, «коммуникация и кооперация в цифровой среде». Под этим понимается навык человека использовать цифровую среду для взаимодействия с другими людьми и достижения поставленных целей.
Еще одна компетенция определена как «саморазвитие в условиях неопределенности». Студентов, по версии Минэкономразвития, должны научить ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи и подбирать способы их достижения. Помимо этого студент должен развивать креативное мышление, генерировать новые идеи, абстрагироваться от стандартных моделей. Но должно присутствовать и критическое мышление. Студентов научат оценивать информацию, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих данных.
Руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что реализовывать такие программы необходимо в старших классах школы и колледжах. «Лучше бы начинать со школ и учреждений среднего профессионального образования. Вот в Новосибирске один из выпускников вовсе создал частный колледж, на базе которого ведется подготовка по этому направлению. В вузах это можно организовать, но вопрос в реализации. Скорее всего работа будет организована в рамках сетевого взаимодействия между вузами. Университеты могут кооперироваться и создавать общие программы, считает эксперт.
Абанкина отметила, что помимо организации процесса обучения важно поддерживать разработки студентов. «Все мы знаем примеры, когда потенциально сильные проекты просто оказывались никому не нужными, а спустя время «появлялись» в крупных компаниях», — сказала она.
Первые подступы по развитию студенческого предпринимательства Минобрнауки уже сделало. С 2021 года будет полноценно запущена программа «Стартап как диплом». Ее участником сможет стать студент любого направления подготовки или специальности и уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура). Главное условие — соответствие роли студента в команде стартапа профилю его обучения в вузе. За текущий год подобную практику планируется распространить на 40 вузов. В их числе Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Сибирский и Южный федеральные университеты, РАНХиГС при президенте РФ, Волгоградский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет и другие.
Полноценным первопроходцем стал Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), где программу «Стартап как диплом» обкатывают уже несколько лет. Первый диплом-стартап защитил выпускник школы экономики и менеджмента Евгений Перельман — его медицинский проект стал резидентом местного «Сколково» и привлек инвестиции в 10 миллионов рублей.