Депутаты Государственной думы Ярослав Нилов и Владимир Сысоев (оба — ЛДПР) подготовили поправки в КоАП России. В частности, законодатели предлагают запретить административный арест в отношении тех водителей, которые не успели оплатить свои штрафы в срок.
Как выяснилось, у нас есть большая проблема с наказаниями за нарушения правил дорожного движения.
Вы, рядовой водитель, который решил холодным летом 2017 года отправиться на своем автомобиле в гости или путешествие в другой регион. Вы едете, наслаждаетесь жизнью и «прекрасными» российскими дорогами, параллельно «собирая» штрафы с камер. Милые сотрудники ГИБДД другого региона составляют на вас бумажки о необходимости уплатить штраф, и дальше начинается самое интересное.
С момента выписки и до возможности оказаться арестованным у вас есть 70 дней: 10 дней — на обжалование, 60 дней — на оплату. Вы узнаете о штрафе быстро, если сами решите проверить его на сайте ГИБДД, который соревнуется с порталом Росреестра за звание самого тормозящего интернет-ресурса госорганов.
Если же интернета нет, вас может ждать беда. Проблема в том, что 70 суток, как оказалось, порой не хватает, чтобы оповещение о штрафе дошло до вас. Всему виной «Почта России», у которой еще не все потеряно. Таким образом, даже не догадываясь о том, что вам выписан штраф, вы рискуете стать злостным неплательщиком.
«Недоработка в этом вопросе создает абсурдную ситуацию. Семьи едут с северов на юга. Это честные порядочные люди, которые оплачивают свои штрафы. Но в данной ситуации, ошибившись на дороге, напичканной камерами, им попросту неоткуда узнать о своих штрафах. И вот после отпуска человека встречает административный арест. И все потому, что уведомление граждан не отлажено. В единой стране нет единого правового и информационного пространства, по крайней мере, в этой широкой сфере. А главными потерпевшими в обстановке этого бюрократического бардака являются честные и послушные автовладельцы», — рассказал Daily Storm соавтор законопроекта Владимир Сысоев.
Система действительно работает сомнительно. Так, житель одного из регионов России рассказал нам, что, совершив дорожное правонарушение в Москве, оповещение о штрафе по почте он получил лишь спустя четыре месяца. У некоторых были более интересные истории. Получив штраф в другом регионе и оплатив его, по приезде в родной регион они слышали: нет информации о факте оплаты, «пройдемте» и все такое.
Вся эта методика обмена информацией не только между ГИБДД и гражданами, а управлениями ГИБДД из разных регионов приводит к тому, что, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2016 году за неоплату в установленный срок штрафов наказанию были подвергнуты 1 532 436 человек, из них 297 333 — арестованы. Как утверждают авторы законопроекта – большая часть из этих почти 300 тысяч нарушителей – водители, не оплатившие вовремя штраф.
«У нас есть серьезная проблема для тех водителей, которые едут в отпуск или просто по каким-то делам посещают другой регион. Административные аресты в таких случаях у нас применяются, и довольно-таки часто. Раньше было еще хуже: у всех гаишников были свои региональные базы, и когда человек оплатил штраф где-нибудь в Краснодаре, то уже в соседнем регионе могли его арестовать, поскольку в их базах факт погашения штрафа не фиксировался. Тут еще парадоксально и то, что арестовывает полиция. Вместо того чтобы заниматься своими прямыми и более важными обязанностями — ловить настоящих преступников, они оформляют неплательщиков штрафов», — заметил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
По его мнению, сегодняшняя система обмена информацией о штрафах безнадежно устарела и изжила себя. Возможно, действенным решением было бы введение СМС-оповещения для водителей.
«С введением системы штрафов, для назначения которых применяются технические средства фиксации (камеры), государство получает ежегодно большой объем денежных средств. На эти деньги уже давно следовало бы создать эффективную и бесплатную для получателей систему уведомления о штрафах. Пробелы в данной области и создают правовые коллизии, связанные с применением административного ареста, поскольку надлежащих доказательств уведомления граждан о наличии штрафов за нарушение ПДД государство не предоставляет», — рассказал руководитель экспертно-аналитического центра «ProПраво» Сергей Афанасьев.
Видеокамеры на дорогах, появившиеся несколько лет назад, стали огромной проблемой для автолюбителей и большой отрадой для бюджета. Многие надеялись, что эти устройства быстро покинут трассы и улицы благодаря сознательности граждан, которые их начнут воровать. Но судя по статистике выписанных благодаря видеонаблюдению штрафов за 2016 год – 61 миллион, демонтировать и «загнать» эти камеры не так уж и легко.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Marius Becker