Педагоги часто жалуются — школьных учебников много, а какой лучше и, главное, как по ним учить современных детей, которые основной массив информации и так черпают из Сети, непонятно. В этой связи Министерство образования и науки РФ решило пойти в ногу со временем: вернуться к идее «базовых» учебников (использовались в СССР), больше вкладываться в развитие учителей, которые должны не только преподавать, но и воспитывать, а также не избегать новых технологических возможностей, без которых в XXI веке просто нельзя. Об этом сообщила глава ведомства Ольга Васильева, отметив, что школа стоит на пороге грандиозных перемен: к 2030 году дети начнут учиться по-новому.
А именно: государство снизит расходы на учебное книгоиздание, а на повышение квалификации учителей, наоборот, увеличит. То есть учителя, знаменитые своей старой деспотичной советской закалкой, смогут найти общий язык с детьми, которые чуть ли не с рождения виртуозно управляются со всевозможными гаджетами. Преподавателей направят на курсы, лекции и другие образовательные программы.
Эксперты в области образования с намерением Минобрнауки согласны и добавляют: школы давно нужно было наставить на путь грандиозных перемен.
Зампредседателя комитета ГД по образованию и науке Борис Чернышов уверен, что стремление ведомства идти в ногу со временем в вопросах совершенствования системы образования правильное.
«Мне кажется, данный подход уже себя оправдал, так как его нередко применяют в некоторых вузах страны, например, в Высшей школе экономики. Я и сам заканчивал это учебное заведение и мог на личном примере убедиться в эффективности такого подхода, — говорит он. — Я уверен, что министр образования хорошо разбирается в вопросе и, планируя такие революционные изменения в отрасли, сможет реализовать их на практике, возглавив этот процесс лично».
Коллега Чернышова из думского комитета по образованию и науке, депутат Алена Аршинова отмечает, что ранее список учебников пересматривался ежегодно, школы обязаны были закупать все обновленные версии, где по сути были лишь переставлены местами несколько параграфов.
Фото: © GLOBAL LOOK press
«Все это надо изменить. Станет удобнее и самим детям, ведь сегодня, переезжая из школы в школу, они словно попадают в новый мир, где все учились не так, как они прежде. Возникают проблемы. Поэтому и говорим, что сегодня нельзя допускать разницы не только между школами разных регионов, но даже и между школами соседних улиц. Так что вектор Минобрнауки совершенно правильный, реализация этих идей поможет нам наконец-таки разобраться со значительной частью проблем в образовании», — считает она.
Аршинова добавляет, что педагоги давно жалуются и на постоянно меняющееся количество учебников, и на ошибки в них.
«Несколько лет назад я и сама была инициатором попытки разобраться в непрозрачности формирования перечня учебников и связанных с его постоянными изменениями расходах. Несомненно, надо повышать и качество экспертизы учебников, и дать возможность самим педагогам выбирать, в каком случае достаточно базового учебника, а в каком требуется более углубленный вариант. Все эти проблемы найдут свое решение в реализации идей, предложенных в статье министра», — добавила депутат, подчеркнув значимость работы с педагогами.
Ведь сегодняшний учитель, по сути, должен соответствовать своим ученикам и несколько опережать их. Поэтому первоочередная работа над квалификацией учителей станет главным шагом к модернизации процесса, что в будущем поможет привести к снижению бюджетных расходов на те же учебники.
Тем не менее некоторые учителя с подобными новаторскими предложениями не согласны. Член Общественного совета при Минобрнауки, народный учитель РФ и директор санкт-петербургской гимназии №56 Майя Пильдес поясняет, что для нее неважно, сколько учебников будет в школе: несколько или один. Главное, по ее словам, чтобы в них были достаточная информация, красивые иллюстрации, понятные (без недосказанности и перегруза) тезисы.
«Что же касается открытого образовательного пространства, то если оно подразумевает смену образовательного курса в сторону глобализации подачи информации ученику, то, боюсь, это станет излишней нагрузкой для и без того загруженных сегодня школьников. Проводился ли подобный эксперимент прежде? Основываясь на каких результатах, можно сказать, что данная система будет эффективно работать? Разумеется, улучшения всегда на пользу. Но сегодня и без того ежегодно вводят новые экзамены, предметы, добавляют часы — просто нужно спокойно учиться, и они не смогут работать больше, чем работают взрослые», — высказала она свою позицию.
Понять строгую, но справедливую учительницу, которая еще с 90-х возглавляет школу в одном из центральных районов Санкт-Петербурга, можно: предмет и принцип взаимодействия в связке «ученик—учитель» поменяют. На первое место выйдут «умный учитель и открытое образовательное пространство». Учиться и учить по-новому не все готовы, по крайней мере, морально.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Vladimir Melnikov