«МХТ» — мобильное приложение, доступное в App Store и Google Play, но создатели предпочитают считать его театром — Мобильным художественным театром. Руководитель — журналист и бывший главред «Дождя» Михаил Зыгарь. 24 сентября он представил новую постановку «Рок-Тверская».
«Рок-Тверская» — проект, созданный в рамках другого проекта под названием Theatre Going Digital, — его запустили Facebook и Instagram.
На дискуссии перед премьерой Зыгарь в компании актрисы Ингеборги Дапкунайте, режиссера Максима Диденко, руководителя Facebook по связям с госорганами в России Ульяны Зининой и Эдиты Исаакян из Минкульта обсудил будущее театра и влияние соцсетей на него.
Facebook и Instagram тут же заверили, что будут помогать чем только смогут. Ну почти. Расскажут «об инструментах платформ и том, как социальные сети и современные инструменты помогают раскрыть творческий потенциал артистов и культурных учреждений» и реализуют некие «другие проекты в поддержку российских театров в стране и за рубежом». Какие именно — пока непонятно.
Спикеры между тем договорились, что социальные сети театр не убивают, а наоборот — позволяют запылившемуся лицедейскому ремеслу блеснуть диджиталом. А на него и молодежь слетится. Все в плюсе: и театр, и социальные сети, и молодежь, и Зыгарь со своим «МХТ». Как пример театра будущего — новая постановка Мобильного художественного театра «Рок-Тверская».
Хотя спектаклем это назвать трудно. Скорее, аудиоэкскурсией по Москве 90-х. От «Булгаковского дома» маршрут проходит по Тверской, к Историческому музею. По дороге Михаил Козырев и Муся Тотибадзе рассказывают об истории российской рок-музыки и местах ее силы в столице. Клуб «Б2», памятник Маяковскому, квартира Аллы Пугачевой и так далее.
Своими воспоминаниями делятся основные действующие лица рок-сцены тех лет: Макаревич, Лагутенко, Хавтан, БГ и прочие. Между строк Козырев сравнивает советское время и наши дни — дескать, интеллигентов, прекрасных свободолюбивых людей, и тогда бросали в автозаки. А они всего лишь читали ̶Ко̶н̶с̶т̶и̶т̶у̶ц̶и̶ю̶ стихи на площадях. Все в духе времени. Вероятно, постановка покажется особенно интересной тем, кто не застал «Б2», проституток на Тверской и в целом смутно представляет порядки, царившие в позднем «совке» и 90-х.
В сущности, Зыгарь заново придумал аудиоспектакль, натянул его на карту и красиво упаковал в приложение. Нова идея? Точно нет. Город вместо сцены давно используют все кому не лень.
Помню, несколько лет назад в Петербурге далекие от театральных подмостков полицейские задержали актрису, которая пыталась сброситься с балкона Гостиного Двора — конечно, это была часть спектакля. Но полицию никто не предупредил. Пришлось долго объяснять окончательно запутавшимся стражам порядка, почему они оказались не правы, спасая человека от самоубийства. Хорошо, что ставили тогда какую-то мелодраму, а не боевик про террористов. Актрису могли ненароком и пристрелить.
Так что Зыгарь красиво продал нам старое. Но почему нет? Банальный тест: вы когда последний раз включали радио, чтобы послушать аудиопостановку? А когда вообще последний раз на радио звучал аудиоспектакль? То-то же. А приложение Зыгаря скачали 50 тысяч раз. Это не очень много. Но, с другой стороны, зрительный зал театра — человек 300 в среднем. Получается, при условии, что каждый скачавший «МХТ» послушал хотя бы одну постановку, Зыгарю удалось провести около 160 спектаклей за три месяца. Похоже на рекорд, если сравнивать с классическим театром.