Контрольные и надзорные органы в случае возникновения вопросов к бизнесменам будут общаться с ними через электронные «Личные кабинеты». Нововведение автоматически запретит проводить выездные проверки, если их нет в едином реестре проверок.
Давняя мечта российского бизнеса воплотилась в Стандарте информатизации контрольно-надзорной деятельности, который утвердил проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» во главе с министром, ответственным за «Открытое правительство», Михаилом Абызовым.
О жалобах на внеплановые проверки политики и бизнесмены говорят последние несколько лет. В июле 2016 года на встрече с президентом эту тему поднял замгенпрокурора Александр Буксман.
«Большой проблемой для бизнеса были и остаются внеплановые проверки. В прошлом году их было 1,3 миллиона – вдвое больше, чем в рамках плана. При этом под надзор прокурора подпадает всего 40 тысяч, то есть 3%», — сказал тогда Буксман.
Основная проблема заключалась в том, что 23 из 37 контрольных и надзорных госорганов могли не согласовывать с прокуратурой внеплановые проверки. Спустя месяц, в августе 2016 года, президент поручил законодательно закрепить обязанность контролеров согласовывать внеплановые походы к предпринимателям с прокуратурой.
Теперь же речь идет совсем о другом. Внеплановые проверки предлагается перенести в интернет. Юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут завести электронные «Личные кабинеты» на сайте госуслуг и на все внеплановые претензии ревизоров отвечать в онлайн-режиме. Однако, как отметил собеседник в «Открытом правительстве», в некоторых случаях ревизоры смогут внепланово выезжать на предприятия.
«Проверки будут происходить по обращениям граждан, если есть угроза жизни или здоровью. В таком случае проверка будет проведена, и для этого необязательно заносить ее в сразу в реестр. Первоначально нужно сообщить в прокуратуру о проверке и совершить ее. А уже по итогам можно занести данные в реестр», — рассказал собеседник.
Таким образом, простор для недобросовестной конкуренции и экономических войн остается. Но как минимум в этих войнах не смогут участвовать госорганы. Если, конечно, у них не найдется «свой» внештатный писатель жалоб.
В «Открытом правительстве» не скрывают, что табу на выездные внеплановые проверки нужно для снижения коррупционных рисков. Кроме того, появление «Личных кабинетов» позволит снизить административную нагрузку на бизнес и освободить от лишней работы инспекторов.
Фото: © GLOBAL LOOK press
Председатель Межрегионального профессионального союза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков придерживается такого же мнения.
«Нововведение поможет предпринимателям и самим проверяющим органам. Прежде внеплановые проверки нередко содержали коррупционные элементы. Это создавало нездоровую атмосферу и мешало бизнесу. Теперь же через эти «Личные кабинеты» всякий чиновник сможет открыто запросить документ, задать вопрос, а предприниматель — дать ответ. И самое главное — эта переписка будет зафиксирована», — сказал он.
На качество проверок, считает Блинков, онлайн-режим не повлияет.
Руководитель комитета по правовым вопросам петербургского отделения «Деловой России» Сергей Осутин отметил, что весь мир переходит на организацию электронной связи предпринимателей с госорганами.
«В Чехии с 1 июля этого года будет правило: каждый предприниматель получает электронный ящик, и по всем вопросам контролеры пишут ему на этот адрес. Мы пока отстаем в этих вопросах, хотя частично электронный документооборот присутствует. В принципе, чем меньше предпринимателю будут мешать, тем больше он успеет сделать», — считает Осутин.
После принятия нового стандарта возникает резонный вопрос: готовы ли контролирующие органы перейти на онлайн-проверки?
В «Открытом правительстве» подтверждают, что ведомства находятся на разном уровне информатизации. Все будет делаться постепенно. Стандарт предусматривает три уровня зрелости госорганов. При текущем финансировании все без исключения могут соответствовать первому уровню.
А дальше возникает вопрос финансирования и развития темы онлайн-проверок. Как считает Михаил Абызов, на внедрение новых технологий в госконтроле могли бы пойти деньги из программы «Цифровая экономика». Сама программа могла бы получить дополнительные ресурсы.
На текущий момент проектный комитет поручил контрольным ведомствам доработать информационные системы. К 30 июня все должны будут представить в Минкомсвязи технические задания по их доработке.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov