Маршрут Москва — Владивосток. Больше девяти тысяч километров. Можно долететь на самолете, но и поезда по-прежнему востребованы, и не в последнюю очередь европейскими туристами, для которых это — прекрасное путешествие по всей России. Москва, Урал, Сибирь, российские деревни и величественные горы. Все прекрасно, если не считать того, что мало какой пассажир может себе позволить сходить в душ.
Есть вы едете в вагоне люкс – шанс побывать в душе есть. Но если вы путешествуете плацкартным вагоном или обычным купе – о некоторых условиях соблюдения правил гигиены придется забыть или включить русскую смекалку.
Некоторые, судя по сообщениям с форумов, умудряются устроить душ в туалетной кабине, некоторые договариваются с проводниками за деньги, чтобы воспользоваться душем для персонала, некоторые находят импровизированные души в вагонах-ресторанах и стараются тихо ими воспользоваться.
Так или иначе, для современной цивилизованной страны, в которой так много говорят о необходимости доступа в интернет в поездах, отсутствие душа выглядит неким элементом средневековья.
Депутат Государственной думы Владимир Сысоев рассказал Daily Storm, что направил в РЖД обращение с просьбой уделить более пристальное внимание этой проблеме, которая делает невыносимым для многих пассажиров путешествие отечественными поездами.
«У нас завершается сезон отпусков, и можно подытожить проблемы, омрачающие поездки. В длительные поездки часто отправляются семьи с маленькими детьми, инвалиды. Но вагоны, в которых они проводят столько времени, не всегда достаточно вентилируются, туалеты не приспособлены для соблюдения гигиены, нет душа. Эти проблемы существует с советских времен, и до сих пор в поездах дальнего следования (двое суток и больше) не решены. Для оснащения поездов душевыми кабинами мы можем опираться на зарубежный опыт, где подобная опция предусмотрена. Надо не забывать, что авиатранспорт — серьезный конкурент железнодорожным перевозкам. От того, как решатся вопросы душевых кабин и другие, зависит не только комфорт пассажиров, по и перспективы пассажирских железнодорожных перевозок в стране, их окупаемость», — отметил Сысоев.
Если россияне еще как-то мирятся с отсутствием душа в поездах, то иностранные туристы приходят в состояние шока. О том, как они на поезде путешествовали из Санкт-Петербурга в Новосибирск или из Москвы во Владивосток, они пишут в Сети целые сочинения, которые потом становятся статьями в их национальных СМИ. И об отсутствии условий для соблюдения личной гигиены они не забывают упоминать.
Один иностранец, который несколько лет назад побывал в Санкт-Петербурге, рассказал нам, что удивление от сервиса на российских железных дорогах у него началось с поиска туалета на Московском вокзале.
«В поезде нет душа, хотя для России с ее расстояниями об устройстве душевых кабин надо было задуматься десятилетия назад. На вокзале ситуация не лучше. Вы ищете туалет и понимаете, что на центральном вокзале культурной столицы России трудно найти стандартный унитаз. Есть то, что называется напольным унитазом, она же дырка в полу, оно же гнездо, которое, казалось бы, можно встретить только в российских тюрьмах. Но нет, они есть и на вокзалах, причем на вокзалах не какого-нибудь заброшенного сибирского поселка», — рассказал наш собеседник.
В самом РЖД сообщили Daily Storm, что всеми вопросами оснащения вагонов занимается ОАО «Федеральная пассажирская компания».
«Непосредственно РЖД не имеет к этому отношения», — заявили в пресс-службе компании.
Получить оперативный комментарий у ФПК не удалось.
На сайте РЖД можно найти страницу «Типы и классы обслуживания» поездов дальнего следования ФПК. Точно есть сегодня душ во всех вагонах категории люкс. Но их мало. Глава ФПК Петр Иванов год назад говорил, что вагонов люкс с душем у них «целых 103 штуки».
Кроме люксов есть душ в двух типах СВ – 1Э и 1Е (только в поездах типа «Стриж» их 7. — Примеч. D.S.). В этих вагонах кроме душа и персонального туалета с умывальником есть сейф, розетки и телевизор. В стоимость билета входит питание и постельное белье. Можно перевозить домашних животных.
В остальных вариантах СВ – 1Б, 1У, 1Л, 1Д, купейных вагонах, плацкартных вагонах по-прежнему нет опции «душ». Но некоторые подвижки наметились в апреле этого года. Так, в нескольких десятках поездов был разрешен платный душ для пассажиров за 150 рублей, в случае если к поезду прицеплен вагон, оснащенный душевым модулем. Но 30-40 поездов из общего трафика – это капля в море.
Фото: © Агентство Москва/Никеричев Андрей