St
Война зумеров. В TikTok перед митингом 23 января бьются лоялисты и навальнисты
Стоимость политических кампаний в модном сервисе может достигать десятков миллионов рублей Коллаж: © Daily Storm

Война зумеров. В TikTok перед митингом 23 января бьются лоялисты и навальнисты

Стоимость политических кампаний в модном сервисе может достигать десятков миллионов рублей

Коллаж: © Daily Storm

Информационная война вокруг анонсированного сторонниками оппозиционера Алексея Навального несанкционированного митинга выходит на новые рубежи. Если раньше главными агитплощадками были Telegram, Facebook, Instagram и YouTube, то теперь политика, похоже, окончательно пришла и в российский TikTok. В последние несколько дней на площадке, которую раньше было принято считать «детской», развернулась настоящая битва между адептами властей и оппозиционера Алексея Навального. По оценкам опрошенных Daily Storm экспертов, кампания против митинга 23 января могла обойтись ее заказчикам в сумму от семи до 10 миллионов рублей. В интернет-потасовку уже ввязался Роскомнадзор, который потребовал от платформы «прекратить распространение призывов к участию несовершеннолетних в незаконных акциях». Кроме того, ведомство намерено оштрафовать TikTok, «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Instagram и YouTube за то, что их пользователи призывали выйти на несанкционированный митинг. Telegram в этом списке отсутствует.


Если в поиске TikTok вбить «Навальный», «Навальный — лох» или «Путин», то можно увидеть сотни, даже тысячи видео, на которых молодые люди и девушки, собираясь якобы на несанкционированный митинг под песню Жанны Фриске «Портофино», на словах «я сяду» передумывают идти на это мероприятие. На момент публикации количество просмотров по этим тэгам составило более восьми миллионов.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St


В то же время либеральное крыло ТikTok снимает ролики о том, что 23 января необходимо выходить на митинги, рассказывать об этом друзьям и родственникам, а также о том, что делать в случае задержания. Если с роликами в поддержку Навального и навальнистов все более-менее понятно — медиаотдел ФБК* едва ли не самый мощный в стране и в состоянии взорвать тренды любой соцсети без помощи каких-то сторонних блогеров — достаточно просто придумать идею и запустить ее, то вот с противниками митинга все гораздо интереснее.



Справедливости ради, челлендж с осуждением Алексея Навального начался не в TikTok, а в Instagram. Около десятка топовых инстаблогеров, в том числе Арай Чобанян (1,3 миллиона подписчиков), Вероника Макеева (800 тысяч подписчиков), Виталий Охеренов (200 тысяч подписчиков) и Виолетта Чиковани (3,1 миллиона подписчиков) в сторис своих аккаунтов как под копирку говорили о том, что «Навальный не патриот», «понимал, что будет кипеж», когда он вернется, и «теперь нам из-за него влепят санкции». Занимались этим блогеры агентств Wow Media и Wildjam Ярослава Андреева, известного как Эльф-торговец.



В приватных беседах представители диджитал-агентств, которые занимаются продвижением в TikTok, говорят, что и за челленджем против митинга тоже стоит агентство Wildjam, но публично об этом заявлять никто не готов, потому что это «может испортить отношения с Андреевым и отразиться на репутации в целом».


Сам Андреев не захотел отвечать на вопросы Daily Storm, отметив, что «говорить о политике ему не очень интересно». В Wow Media также отказались комментировать политические активности подопечных блогеров.


Мы попросили представителей нескольких агентств, которые занимаются продвижением в TikTok, оценить вероятную стоимость челленджа против Навального. Цифры могут разниться. Если это пакетное соглашение в связке с Instagram-постами, то оценить, сколько вложили именно в TikTok, сложно. Но если абстрагироваться от других соцсетей, то продвижение хештегов-челленджей могло обойтись заказчикам в сумму от семи до 10 миллионов рублей.



Специалисты агентства Hi, которое специализируется на рекламных кампаниях в TikTok, оценивают стоимость такого челленджа как минимум в семь миллионов рублей. Вообще, ценник на челлендж в TikTok стартует от миллиона рублей, но чтобы набрать определенное количество просмотров и «залететь в тренды», нужно как минимум три десятка «прокачанных блогеров». Кроме того, политический окрас кампании тоже делает ее дороже.


«Наше агентство гарантирует количество просмотров на хештеге после проведения челленджа. Значит, если наша цель — получить 30 миллионов просмотров, мы понимаем, что понадобится 35-40 блогеров для ее реализации», — отметили в агентстве.


Однако рекламщики также уточняют, что финальная стоимость будет зависеть от сложности и результата, которого нужно будет достичь.


В рекламном агентстве Playersagency рассказали Daily Storm, что цена кампании может сильно отличаться из-за уровня вовлеченных блогеров и целей проекта. Опять же нужно делать скидку, вернее, наоборот, наценку на политический флер проекта. «Вряд ли он стоит меньше трех миллионов рублей. Скорее всего, сильно больше, где-то до 10», — рассказали в агентстве.


Медиаменеджер и зампред комиссии по СМИ Общественной палаты РФ Александр Малькевич заявил, что его прогнозы по поводу TikTok, которые он давал еще в начале 2020 года, сбываются. Тогда Малькевич в контексте освоения TikTok для политиков сказал, что «сейчас для эсэмэмщиков наступает золотое время неадекватных ценников».


«Что касается трендов — да, они есть. Часть площадок себя уже полностью скомпрометировали позицией своих владельцев. Мы это видим уже сейчас, но в дальнейшем этот тренд только усилится: будет сильный отток пользователей, в первую очередь из Twitter, Facebook и того же Instagram. Они перестают быть полезными в политической деятельности, потому что ты можешь вкладывать силы, время, средства и потерять все в одночасье. Значит, нужно развивать альтернативные каналы доставки своего политического сигнала», — заявил медиаменеджер.


Главный плюс платформы в том, что она очень быстро растет и ориентирована на молодежь. «Массовость, определенная попсовость и, главное, картинка. Видео, музыка, ты можешь упаковать месседж в игровой форме. Это революционное отличие TikTok от других инструментов. За это и будет идти борьба. Поэтому самые разные игроки борются на этой площадке и будут и дальше этим заниматься», — сказал Малькевич.



Также он уверен, что в преддверии выборов и властью, и ее оппонентами будут вкладываться большие ресурсы в то, чтобы закрепиться и выгодно себя подавать на всех популярных интернет-платформах.

«Будут вкладываться деньги, вваливаться креативные силы, будут челленджи и флешмобы. У меня по этому поводу есть традиционный вопрос: а готовы ли мы на этой площадке оппонировать? Есть сомнения на этот счет», — подчеркнул Малькевич.


Также он обратил внимание на то, что ценник на политические кампании на новой для технологов площадке сейчас окончательно не сложился, а это может значить то, что по сравнению с «обычными», неполитическими кампаниями он может быть сильно завышен. «Оценить такую кампанию я не могу. Вы же понимаете, что бюджеты на подобные вещи зависят от самоуверенности того, кто это сочиняет. Эта сфера может переварить любые, даже самые запредельные суммы», — заключил Малькевич.


Daily Storm связался с несколькими тиктокерами, которые снимали видео как в поддержку Алексея Навального, так и об опасности похода на несанкционированный митинг.


Так, Арсений Краснов, которые создал несколько роликов, агитирующих против участия в митингах 23 января, заявил, что поддерживает акцию против Навального. Дескать, тот раскачивает лодку. «Я от души видео снял. Поддерживаю власть, мне нормально живется, не хочу, чтобы Навальный рулил. Он проплаченный», — заявил тиктокер.


В то же время он отметил, что сейчас многие снимают видео не из-за своих политических убеждений, а в попытке хайпануть на модной теме.


«Некоторые ребята, за которыми я слежу, никогда о политике не высказывались, а тут начали пилить видосы, чтобы получить просмотры. Я их не осуждаю, просто чуть спокойнее относился бы к политизации TikTok. Митинг кончится, еще пару дней видосы попостят и успокоятся», — уверен блогер.

Мария Попова, которая сняла несколько видео в поддержку Алексея Навального, не согласна с Красновым и уверена, что просто в TikTok выросло поколение, которое больше ценит свою свободу, и именно из-за этого там сейчас стало больше политики.


«Да, мы тут все молодые, но мы читаем новости, не смотрим телевизор, понимаем, что в стране сейчас происходит что-то не то, а царь боится за свой трон и пытается скинуть Навального в тюрьму», — отметила тиктокерша. Она обвиняет власти в том, что «они засрали TikTok тупыми видео про то, что все участники митинга сядут». «Такое ощущение, что им больше нечего нам противопоставить. Только пугать посадками. Но ведь кто не сидел, тот не русский, как поет Саша Скул. Шутка», — сказала Попова.



Блогер Алексей Володеев, которого можно считать ветераном политического TikTok (как минимум год он высказывается в своем блоге в том числе и на политические темы), считает, что аудитория площадки становится перспективнее и интереснее едва ли не с каждым месяцем. Причина проста: дети, прибежищем которых изначально был сервис, взрослеют. Соответственно, у них появляется избирательное право, а значит, они уже могут стать объектами агитации. Если люди привыкли сидеть в TikTok, то туда и нужно эту самую агитацию нести.


Война тиктокеров идет уже несколько дней, хотя прямых столкновений из-за политики между блогерами не возникало. По мнению тиктокера Тимофея Львова, большинство из них снимают видео не из-за того, что сами готовы идти на баррикады и «умирать за Путина или Навального», а потому, что сейчас на этом можно набрать просмотры и подписчиков.


«Не, кто-то реально топит за Леху, кто-то за Пыню, но ты если на митинге будешь, ты этих ребят из TikTok там не увидишь, базарю», — предположил Львов.


Роликов на TikTok «за Навального» и «за Путина» сейчас снимают очень много. Интересно, что оппозиционеры решили хитрым образом перехватить инициативу в челлендже под песенку Жанны Фриске «Портофино». 20 и 21 января в Сети стали появляться ролики, на которых под эту песню видео снимают силовики. Там они срывают с себя шевроны и погоны и якобы увольняются из органов. Естественно, для оппозиции эти люди стали героями, которые совершили поступок. Нельзя исключать, что какие-то силовики действительно уволились на фоне истории с Навальным, но Telegram-канал ebnews провел небольшое расследование и выяснил: герои роликов про увольнение из органов не могут уволиться из них, потому что никогда там не работали. Они студенты, бывшие учащиеся академий МВД, фитнес-тренеры — кто угодно, но не действующие силовики. Хитрость скорее сработала, чем нет, но оппозиционерам важно помнить: обман рано или поздно раскроется, а его последствия обычно не стоят сиюминутного хайпа.



Daily Storm попытался связаться с пятью фейковыми силовиками, но на момент публикации часть их страниц в соцсетях была удалена. Прочие из тех, с кем мы хотели пообщаться, закрыли аккаунты и не ответили на вопросы корреспондента Daily Storm.


Как показала мировая практика, до России мировые тренды доходят с небольшим опозданием. В США есть кейс, в котором дальнобойщик-тиктокер чуть не избрался в Конгресс в 2019 году. Год 2020-й стал скорее пристрелочным. Активных кампаний в TikTok никто не вел, но многие политики зарегистрировались в этой соцсети. В том числе и оппозиционер Алексей Навальный. Правда, его видео молодежь часто описывала словом «кринж», что, в общем, подтверждает тезис о том, что для TikTok нужен свой подход. На сервис обратили внимание и на самом высоком уровне. Так, прокремлевский политтехнолог Дмитрий Гусев в конце 2020 года заявил, что «Единая Россия» будет продвигать себя в том числе и там.


TikTok перестал быть прибежищем школоты и стал самой крупной из площадок, не освоенных политиками. И тот, кто первым придумает правильный алгоритм работы в TikTok, сможет начать пожинать плоды уже этой осенью. Совершеннолетних в китайском сервисе стало гораздо больше, чем год назад, но в полной мере политический потенциал TikTok мы сможем оценить после выборов в Госдуму, если за него действительно не побоятся взяться какие-либо из политических сил.


*организация входит в список НКО, выполняющих функцию иностранного агента


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...