Последние несколько дней шли активные разговоры о размещении миротворцев в зоне конфликта на востоке Украины. Очень ждет «голубые каски» Петр Порошенко. Одобрили идею миротворцев Евросоюз и Соединенные Штаты. Президент Путин больше недели назад поручил внести в Совбез ООН резолюцию о миротворцах в Донбассе. Официальные лица непризнанных республик пока предпочитают хранить молчание.
Казалось бы, ключевые мировые игроки определились с идеей миротворческого контингента. Но, как когда-то сказал один известный архитектор: «Дьявол кроется в деталях».
На сегодня можно констатировать то, что у России и Запада фундаментально разное представление о том контингенте миротворцев, который они видят на Украине. И о его полномочиях.
Одна из главных проблем – где размещать этих миротворцев?
Владимир Путин логично заметил, что у конфликта две стороны – Украина и Донбасс, и где еще размещать миротворцев, если не вдоль их зоны соприкосновения. Но официальный представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт недавно заявила, что ее страна видит этот контингент и вдоль украинско-российской границы.
Это предложение подверглось критике в Госдуме и ЛНР. Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков отметил бессмысленность слов Нойерт, так как Россия не является участником конфликта. В Луганске также заметили, что у них нет проблем на российской границе.
Только это одно разногласие способно на месяцы затянуть решение о миротворческом контингенте или вовсе свернуть всю эту идею.
Но, как отметил Daily Storm политолог-международник Владимир Брутер, в споре о миротворческом контингенте есть и другие, более серьезные разногласия.
«Главным предметом обсуждений сейчас является даже не место размещения миротворческих сил, а подход к реализации этой идеи. В нашем предложении есть оговорка, подразумевающая то, что не будет создано специальное командование для этой группы, что она станет лишь группой людей, обеспечивающих безопасность миссии ОБСЕ. В западной версии того же предложения подразумевается проведение миротворческой операции от незаконных вооруженных формирований, что в свою очередь вряд ли поддержит РФ», — сказал Брутер.
О желании решить проблему ЛНР и ДНР и восстановить целостность Украины раньше говорила та же Нойерт. То есть, если Россия хочет развести стороны и дать им дальше вести диалог в более мирной обстановке, то США по факту думают лишь о ликвидации «незаконных» республик.
«Есть еще проблема, как Запад оценивает ЛНР и ДНР и готов ли признать их стороной переговоров о миротворцах. Они их не признают де-юре, но де-факто считают стороной переговоров в Минских соглашениях. Так что, если Россия будет настаивать на учете их мнения, возможно, Запад прислушается», — считает Брутер.
По мнению руководителя Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) Николая Миронова, во время обсуждения деталей встанет вопрос о том, за счет военнослужащих каких стран формировать контингент ООН.
«Наши дипломаты наверняка будут настаивать на паритете сил. То есть, чтобы среди миротворцев были и западные военные, и наши. Но тут может возникнуть спор с Киевом, который будет против россиян-миротворцев», — считает политолог.
Одновременно Миронов отметил, что Украина, если бы она хотела давать объективную информацию о ситуации с нарушениями мирного соглашения на востоке, согласилась бы на российские условия.
«Задача Украины понятна — создание еще одного плацдарма для нападок на Россию. Изначально идея разместить миротворцев принадлежала Порошенко. Теперь, когда идею переиграли другие, украинская сторона работает на торможение ее реализации», — сказал украинский политолог Юрий Городненко.
При этом Городненко отметил, что в итоге решение о миротворцах может приниматься не в ООН, а в формате нормандской четверки. Решающими станут мнения Германии и Франции, где на сегодняшний день они не однозначны. Есть немецкие чиновники, которые поддерживают позицию России.
По мнению председателя совета директоров Института проблем современной политики Антона Орлова, Киев сегодня надеется на быстрое военное решение проблемы ДНР и ЛНР.
«Миротворческий контингент в стране – это значит, что власти не могут получать кредиты от МВФ. А деньги нужны Киеву. Поэтому если Порошенко выступает за миротворцев, это скорее всего значит, что с их помощью он рассчитывает быстро разобраться с непризнанными республиками. Закрыть границу с Россией и оружием задавить противников. Тем более что в последнее время участились разговоры о поставках летального оружия из США. Естественно, он не ждет, что эти миротворцы задержатся там на годы, и нужно будет с ДНР и ЛНР о чем-то договариваться», — считает он.
При этом Орлов отметил, что если США и Украина будут дальше лоббировать идею иностранных военных вдоль российско-украинской границы, о появлении миротворцев вообще можно будет забыть. Россия никогда не пропустит через Совбез ООН резолюции с фатальными последствиями для Донецка и Луганска.
Военный конфликт на востоке Украины начался в апреле 2014 года. Почти за год войны мировое сообщество смогло убедить стороны конфликта на подписание мирного соглашение «Минск-2», после которого активные военные действия превратились в тихие перестрелки со взаимными обвинениями в нарушении мира. По разным оценкам, на конец 2016 года в результате конфликта погибло около 10 тысяч человек, 1,5 миллиона стали беженцами.
Более года назад – летом 2016-го – уже был разговор о возможном появлении военной миссии ОБСЕ в Донбассе. В России и на Украине были те, кто поддерживал появление третьей военной силы в регионе, и те, кто был против. В итоге обсуждения ничем не закончились. И что-то говорит о том, что сегодня есть такой же риск пустых дипломатических переговоров.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Danil Shamkin