Кому-то из сирот везет. Их забирают приемные родители. Теперь перед ними — пример жизни за пределами детдома, пример отношений в семье и один из самых главных примеров – работающие родители. Есть те, кому не повезло. Свое 18-летие они встретили в детском доме и сразу же отправились во взрослую жизнь. Как рассказали Daily Storm работники опеки, этот контингент граждан – огромная проблема для государства и общества.
Власти сегодня поддерживают таких детей. Они сразу получают квартиру, чему завидуют многие, кто вырос в обычной семье и должен добиваться этой самой квартиры своим умом, трудом и богом проклятой российской ипотекой. Но как оказывается, завидовать здесь особо нечему.
«К сожалению, такие дети — большая проблема. У них низкая социализация, неприспособленность к самостоятельной жизни. Получая квартиры от государства, они кучкуются в одной из них, а остальные сдают. Также от государства у них есть право на бесплатное обучение, и дети идут в несколько ПТУ по очереди, чтобы не работать», — поделилась с Daily Storm экс-директор государственного центра по проблемам опеки «Детство» Антонина Макарычева.
По словам Макарычевой, трудовое воспитание сегодня представлено большим разнообразием кружков. Но все это больше похоже на пионерский лагерь, откуда забыли забрать детей.
Другая наша собеседница – психолог-педагог одного столичного интерната — подтвердила, что после выхода из детдома выпускники предпочитают жить по стайному принципу.
«Все получили квартиры, но жить самостоятельно не хотят. Собираются в одной квартире, остальные – или сдают или продают. Во-первых, так они возвращаются в привычную ситуацию: много жителей в одной комнате. Во-вторых, решают свою проблему потребительства. Почти все, кто выходит из детдома, – потребители. Они уже приучены, что им все должны, а работа — это не для них», — отмечает собеседница.
У таких детей есть возможность получать знания и профессию, и некоторые даже поступают в вузы. Но учиться в них — не в состоянии.
«Вуз – это режим, это необходимость что-то делать. Для них это слишком серьезная проблема. Как правило, после поступления такие студенты отсеиваются уже в первую сессию. Многие даже не пытаются попробовать. То же самое с работой: они могут устроиться, но велик риск, что вся эта трудовая история закончится на первой неделе», — рассказала психолог-педагог интерната.
Практически никаких трудовых умений сегодня детский дом ребенку не дает. Зато, по словам собеседницы, на содержание одного ребенка в год может выделяться сумма в пять миллионов рублей. Как минимум каждое лето столичные сироты три месяца проводят на море, в том же Крыму. Годы такого беззаботного бытия способны навсегда изменить жизнь.
«Есть еще небольшой шанс, если ребенка усыновили и несколько лет он видел модель работающих матери и отца. Тогда есть вероятность, что он начнет проецировать эту модель на свое будущее. Но и эта вероятность – не большая», — резюмировала педагог-психолог.
Член совета Минобрнауки РФ по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Алексей Рудов рассказал Daily Storm, что в России есть множество фондов, которые занимаются социально-трудовой адаптацией сирот.
«Но толку от этих фондов особого нет. Они вкладывают большие деньги в якобы помощь выпускникам, но по сути – это милостыня нищему. Дети от их работы не меняются. Более того, 19-летнего будут лелеять до 23 лет, что точно не идет ему на пользу», — поделился он.
Рудов вспомнил, что до 60-х годов прошлого века существовала система трудового воспитания. Например, на известном заводе «Ломо» сирот учили полноценно работать. Но в 1961 году на фоне мирового протеста против детского труда Никита Хрущев ввел запрет на работу сирот. Эта ситуация продолжается до наших дней. Пять лет назад стало еще хуже: с детей сняли обязанности мыть полы в своих комнатах и убираться в классах.
Член комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко рассказала Daily Storm, что некоторое время назад проводился круглый стол с опекунами и родителями, обсуждалась идея возвращения трудового воспитания как минимум в школы. Сейчас, как отметила Петренко, по закону мелкие поручения давать детям разрешено, но во многих столичных школах этого избегают, чтобы не иметь конфликтов с родителями, которые зачастую называют это «работой горничных».
«Сами дети нам говорят, что трудового воспитания им не хватает. Нельзя ребенка воспитывать в вакууме, ведь это не поможет ему найти в себе талант, стать самостоятельным. Труд помогает профориентированию, что особенно важно для детей из детских домов. Есть еще такой момент: отсутствие трудового воспитания приучает детей не уважать и чужой труд», — считает Петренко.
Несколько лет назад Генпрокуратура России, ссылаясь на свои данные, рассказала о судьбе выпускников детских домов. 40% таких детей находят себе утешение в алкоголе и наркотиках. Ровно столько же идут на преступление и оказываются в тюрьмах. 10% кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 оставшихся процентов детдомовцев – «условно благополучны»: нашли какую-то работу, могут себя содержать, не ведут асоциальный образ жизни.