St
399 рублей за месяц без Facebook
Американская WT:Social и российская «Нейра» хотят защитить пользователей от рекламы и кликбейта Коллаж: © Daily Storm

399 рублей за месяц без Facebook

Американская WT:Social и российская «Нейра» хотят защитить пользователей от рекламы и кликбейта

Коллаж: © Daily Storm

Даже за бесплатные социальные сети приходится платить — только не рублем, а персональными данными. Те, кто считает, что оно того не стоит, подыскивают себе другие платформы для общения без рекламы, спама и утечек информации. Так, «дочка» «Википедии» WT:Social меньше чем за два месяца уже набрала 200 тысяч пользователей, а российская «Нейра» пытается привлечь юзеров концепцией исключительно полезного контента и отсутствием информационного мусора. 


Facebook, VK и Instagram — это платные соцсети. Просто мы этого не замечаем. В качестве источника дохода владельцы самых популярных современных платформ выбрали рекламу. И те персональные данные, которые предоставляют пользователи, позволяют продавать ее с максимальной выгодой. По сути, мы донатим соцсети каждый раз, когда ставим галочку, соглашаясь на их обработку.


Все лайки, репосты и другие электронные телодвижения собираются искусственным интеллектом соцсетей и в дальнейшем используются для демонстрации именно того контента, который более всего соответствует предпочтениям пользователя. Именно по этой причине лента новостей Facebook не показывает посты в хронологическом порядке — в ее топ попадают в основном самые залайканные. А это, в свою очередь, провоцирует появление кликбейтных заголовков и желтых материалов. 


Подобным ранжированием занимаются все топовые соцсети, и до определенного времени эта модель работала идеально. Но после публикации ряда исследований и расследований о том, каким именно образом платформы собирают пользовательские данные и торгуют ими, аудитория начала задумываться если не о полном выходе из социально-электронного пространства, то по крайней мере о смене платформы.


Это хорошо заметно на цифрах: несмотря на то что у того же Facebook общая аудитория выглядит внушительно — 1,49 миллиарда человек, динамика по отдельным регионам говорит о явном снижении уровня лояльности.


Так, число американских и канадских пользователей перестало расти еще в III квартале 2017 года и замерло на отметке в 185 миллионов. Со II квартала 2018 года вниз пополз показатель по Европе — 278 миллионов пользователей. Это случилось после того, как был принят новый закон о защите персональных данных. Суть его такова, что компании теперь должны предупреждать о сборе личной информации, а пользователи в свою очередь могут посмотреть, какие именно данные ушли налево. 


Чем меньше пользовательский ресурс и прибыли от него, тем больше нужно рекламы для окупаемости. Но это зачастую только подогревает желание уйти из соцсети навсегда.



We don’t sell user data


В октябре сооснователь Wikipedia Джимми Уэйлс запустил социальную сеть WikiTribune: Social (WT:Social), которая позиционирует себя как «убийца Facebook». Меньше чем за месяц платформа собрала более 200 000 пользователей.


Сооснователь Wikipedia Джимми Уэйлс
Сооснователь Wikipedia Джимми Уэйлс

Прямым предком соцсети является платформа WikiTribune, которая была создана для того, чтобы бороться с фейками. Там каждый желающий мог провести фактчекинг и отредактировать статьи, создававшиеся на всевозможные сомнительные инфоповоды. Этим шагом Уэйлс хотел «спасти журналистику», но получилось не очень: платформа просуществовала только два года и закрылась с убытками в 110 000 фунтов. Однако она не умерла, а трансформировалась в соцсеть с учетом всех прошлых ошибок.


Суть WT:Social очень похожа на устройство «Википедии» и существует за счет пожертвований. За это соцсеть избавляет пользователей от рекламы, фейковых новостей и прочего кликбейта. У них также есть возможность редактировать контент, а значит, при обнаружении сомнительных постов они могут быть удалены не только через жалобу администратору. По мнению Уэйлса, это станет для пользователей еще одной причиной «вести себя хорошо».


Лента WT:Social похожа на то, что предлагает Facebook, но все-таки подчиняется строгой хронологии, и посты представляют из себя ссылки, содержание которых можно обсудить в специальных нишевых сообществах по интересам — SubWikis.


Те, кто захочет присоединиться к соцсети, что не зарабатывает на своих пользователях, должны быть готовы оплачивать ежемесячную подписку в размере 399 рублей или же сразу оформить годовой план за 3990 рублей.



Российская разработка


Уже в начале ноября 2019 года в России также появилась альтернативная соцсеть, которой можно будет пользоваться по подписке. Называется она «Нейра» и создана фактически несколькими людьми без какой-либо поддержки инвесторов.


Фото: © pxhere.com
Фото: © pxhere.com

«Текущая цена разработки — четыре миллиона рублей. Участвовали в ней я (разработчик) и моя жена Юлия (дизайнер). На работу ушло полтора года. На пару месяцев мы нанимали разработчика-фрилансера, но решили закончить работу вдвоем, для экономии», — рассказывает руководитель «Нейры» Константин Девятов.


Причем почти весь бюджет — личные накопления создателей соцсети. Из общей суммы только 50 тысяч рублей было собрано посредством краудфандинга.


В основе проекта лежит идея того, что контент в социальных сетях должен быть полезен, а не просто представлять из себя гору информационного мусора, среди которого пользователь должен как-то найти то, что ему интересно.


Как и в случае с WT:Social, «Нейра» предлагает участникам оформить платную подписку, чтобы оградить себя от рекламы и спама. Есть на платформе еще одна фича — внутренняя валюта, называемая «нейронами». Она используется для поощрения различных авторов, генерирующих контент, — своеобразное «спасибо» за действительно нужную и полезную информацию. Чем больше «нейронов» у пользователя, тем выше он в ленте. Такая экономика предполагает создание осмысленной системы рекомендаций и продвижения контента.


«Тарифы оформлены в виде пакетов доступа, которые не обновляются самостоятельно. Хотя автоматические подписки более прибыльны для разработчика, я считаю их менее прозрачными для пользователей. Дополнительный бонус — возможность сохранить подписку при переходе между Android и iOS», — объясняет Девятов.



Что касается самих тарифных пакетов, то один месяц подписки стоит 500 рублей, три месяца — 1350, шесть месяцев — 2500, год — 4500 рублей.


Фактически «Нейра» также предлагает некое нишевое общение пользователей по интересам для обмена опытом и качественного взаимодействия. При этом в соцсети действует достаточно жесткий уровень цензуры: запрещен любой сексуальный контент, все, что связано с алкоголем или табаком, азартными играми, криптовалютами и так далее.


«Подписка защищает внимание участников, сразу отсеивая хейтеров, спамеров, «диванных экспертов» и троллей. В платной соцсети нет конфликта интересов пользователей и рекламодателей. «Нейра» всегда выбирает интересы своих участников», — отмечает Девятов.


Готовы платить за контент


Интерес пользователей к платным соцсетям не случаен: исследование, проведенное платформой монетизации авторского контента Boosty.to и компанией ResearchMe, показало, что четверть тех, кто постоянно потребляет контент, готовы за него платить.


В большей степени это относится к молодым людям до 24 лет. Они не только в целом охотно поддерживают те или иные проекты, но и жертвуют больше. Молодежь готова донатить больше 300 рублей в месяц, при том, что в среднем пожертвования не превышают этой суммы.


Переход на платную основу в 2008 году пыталась осуществить популярная на тот момент платформа LiveJournal («Живой журнал», или ЖЖ), из которой вышло немало популярных блогеров. Сеть решила избавиться от базовых аккаунтов (пользователь ничего не платит и не смотрит рекламу) и оставить только улучшенную (с рекламой) и платную опции. Тогда это вылилось в настоящий виртуальный протест и «День без контента». Авторы ЖЖ требовали свободы выбора и пытались доказать, что базовые аккаунты — не пустое место. Одними из самых активных участников акции стали как раз русскоязычные пользователи платформы.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...