Даже за бесплатные социальные сети приходится платить — только не рублем, а персональными данными. Те, кто считает, что оно того не стоит, подыскивают себе другие платформы для общения без рекламы, спама и утечек информации. Так, «дочка» «Википедии» WT:Social меньше чем за два месяца уже набрала 200 тысяч пользователей, а российская «Нейра» пытается привлечь юзеров концепцией исключительно полезного контента и отсутствием информационного мусора.
Facebook, VK и Instagram — это платные соцсети. Просто мы этого не замечаем. В качестве источника дохода владельцы самых популярных современных платформ выбрали рекламу. И те персональные данные, которые предоставляют пользователи, позволяют продавать ее с максимальной выгодой. По сути, мы донатим соцсети каждый раз, когда ставим галочку, соглашаясь на их обработку.
Все лайки, репосты и другие электронные телодвижения собираются искусственным интеллектом соцсетей и в дальнейшем используются для демонстрации именно того контента, который более всего соответствует предпочтениям пользователя. Именно по этой причине лента новостей Facebook не показывает посты в хронологическом порядке — в ее топ попадают в основном самые залайканные. А это, в свою очередь, провоцирует появление кликбейтных заголовков и желтых материалов.
Подобным ранжированием занимаются все топовые соцсети, и до определенного времени эта модель работала идеально. Но после публикации ряда исследований и расследований о том, каким именно образом платформы собирают пользовательские данные и торгуют ими, аудитория начала задумываться если не о полном выходе из социально-электронного пространства, то по крайней мере о смене платформы.
Это хорошо заметно на цифрах: несмотря на то что у того же Facebook общая аудитория выглядит внушительно — 1,49 миллиарда человек, динамика по отдельным регионам говорит о явном снижении уровня лояльности.
Так, число американских и канадских пользователей перестало расти еще в III квартале 2017 года и замерло на отметке в 185 миллионов. Со II квартала 2018 года вниз пополз показатель по Европе — 278 миллионов пользователей. Это случилось после того, как был принят новый закон о защите персональных данных. Суть его такова, что компании теперь должны предупреждать о сборе личной информации, а пользователи в свою очередь могут посмотреть, какие именно данные ушли налево.
Чем меньше пользовательский ресурс и прибыли от него, тем больше нужно рекламы для окупаемости. Но это зачастую только подогревает желание уйти из соцсети навсегда.
We don’t sell user data
В октябре сооснователь Wikipedia Джимми Уэйлс запустил социальную сеть WikiTribune: Social (WT:Social), которая позиционирует себя как «убийца Facebook». Меньше чем за месяц платформа собрала более 200 000 пользователей.
Прямым предком соцсети является платформа WikiTribune, которая была создана для того, чтобы бороться с фейками. Там каждый желающий мог провести фактчекинг и отредактировать статьи, создававшиеся на всевозможные сомнительные инфоповоды. Этим шагом Уэйлс хотел «спасти журналистику», но получилось не очень: платформа просуществовала только два года и закрылась с убытками в 110 000 фунтов. Однако она не умерла, а трансформировалась в соцсеть с учетом всех прошлых ошибок.
Суть WT:Social очень похожа на устройство «Википедии» и существует за счет пожертвований. За это соцсеть избавляет пользователей от рекламы, фейковых новостей и прочего кликбейта. У них также есть возможность редактировать контент, а значит, при обнаружении сомнительных постов они могут быть удалены не только через жалобу администратору. По мнению Уэйлса, это станет для пользователей еще одной причиной «вести себя хорошо».
Лента WT:Social похожа на то, что предлагает Facebook, но все-таки подчиняется строгой хронологии, и посты представляют из себя ссылки, содержание которых можно обсудить в специальных нишевых сообществах по интересам — SubWikis.
Те, кто захочет присоединиться к соцсети, что не зарабатывает на своих пользователях, должны быть готовы оплачивать ежемесячную подписку в размере 399 рублей или же сразу оформить годовой план за 3990 рублей.
Российская разработка
Уже в начале ноября 2019 года в России также появилась альтернативная соцсеть, которой можно будет пользоваться по подписке. Называется она «Нейра» и создана фактически несколькими людьми без какой-либо поддержки инвесторов.
«Текущая цена разработки — четыре миллиона рублей. Участвовали в ней я (разработчик) и моя жена Юлия (дизайнер). На работу ушло полтора года. На пару месяцев мы нанимали разработчика-фрилансера, но решили закончить работу вдвоем, для экономии», — рассказывает руководитель «Нейры» Константин Девятов.
Причем почти весь бюджет — личные накопления создателей соцсети. Из общей суммы только 50 тысяч рублей было собрано посредством краудфандинга.
В основе проекта лежит идея того, что контент в социальных сетях должен быть полезен, а не просто представлять из себя гору информационного мусора, среди которого пользователь должен как-то найти то, что ему интересно.
Как и в случае с WT:Social, «Нейра» предлагает участникам оформить платную подписку, чтобы оградить себя от рекламы и спама. Есть на платформе еще одна фича — внутренняя валюта, называемая «нейронами». Она используется для поощрения различных авторов, генерирующих контент, — своеобразное «спасибо» за действительно нужную и полезную информацию. Чем больше «нейронов» у пользователя, тем выше он в ленте. Такая экономика предполагает создание осмысленной системы рекомендаций и продвижения контента.
«Тарифы оформлены в виде пакетов доступа, которые не обновляются самостоятельно. Хотя автоматические подписки более прибыльны для разработчика, я считаю их менее прозрачными для пользователей. Дополнительный бонус — возможность сохранить подписку при переходе между Android и iOS», — объясняет Девятов.
Что касается самих тарифных пакетов, то один месяц подписки стоит 500 рублей, три месяца — 1350, шесть месяцев — 2500, год — 4500 рублей.
Фактически «Нейра» также предлагает некое нишевое общение пользователей по интересам для обмена опытом и качественного взаимодействия. При этом в соцсети действует достаточно жесткий уровень цензуры: запрещен любой сексуальный контент, все, что связано с алкоголем или табаком, азартными играми, криптовалютами и так далее.
«Подписка защищает внимание участников, сразу отсеивая хейтеров, спамеров, «диванных экспертов» и троллей. В платной соцсети нет конфликта интересов пользователей и рекламодателей. «Нейра» всегда выбирает интересы своих участников», — отмечает Девятов.
Готовы платить за контент
Интерес пользователей к платным соцсетям не случаен: исследование, проведенное платформой монетизации авторского контента Boosty.to и компанией ResearchMe, показало, что четверть тех, кто постоянно потребляет контент, готовы за него платить.
В большей степени это относится к молодым людям до 24 лет. Они не только в целом охотно поддерживают те или иные проекты, но и жертвуют больше. Молодежь готова донатить больше 300 рублей в месяц, при том, что в среднем пожертвования не превышают этой суммы.
Переход на платную основу в 2008 году пыталась осуществить популярная на тот момент платформа LiveJournal («Живой журнал», или ЖЖ), из которой вышло немало популярных блогеров. Сеть решила избавиться от базовых аккаунтов (пользователь ничего не платит и не смотрит рекламу) и оставить только улучшенную (с рекламой) и платную опции. Тогда это вылилось в настоящий виртуальный протест и «День без контента». Авторы ЖЖ требовали свободы выбора и пытались доказать, что базовые аккаунты — не пустое место. Одними из самых активных участников акции стали как раз русскоязычные пользователи платформы.