Европейские авиаперевозчики, равно как и аэропорты, очень любят устраивать забастовки, невзирая на период отпусков и большой пассажиропоток. Недовольных много: то французские авиадиспетчеры, то немецкие профсоюзы бортпроводников и пилотов, то лондонские службы безопасности аэропорта Хитроу. Хорошая новость в том, что о таких акциях в большинстве случаев можно узнать заранее, но не все об этом задумываются, а иногда забастовка может начаться совершенно неожиданно. О том, кто будет протестовать в ближайший месяц и что делать, если из-за чьих-то недовольств так и не удалось улететь, — в материале Daily Storm.
Август — месяц популярный не только для отпуска, но и для забастовок в европейских аэропортах, которые выступают как пунктами назначения, так и пересадочными узлами.
Бастовать может кто угодно: от наземных служб конкретного аэропорта до бортпроводников и пилотов одной или даже нескольких авиакомпаний.
Основная угроза в том, что если бастует хотя бы одна авиакомпания, то это отражается и на остальных перевозчиках, так как на них возрастает пассажирская нагрузка.
А уж если в роли инициатора акции выступает персонал воздушной гавани, то это сказывается на всех без исключения.
Это может серьезно повлиять на планы путешественников и доставить немало неприятных минут в попытках решить проблему.
Забастовки — явление стихийное или к ним можно быть готовым?
Обычно такие акции протеста согласовываются заранее, поэтому об этом можно узнать до покупки авиабилета или же подготовиться к сопутствующим издержкам, если путешествие планировалось раньше, чем появилась информация о забастовке (минимальный срок согласования — за 24 часа).
Авиакомпании могут присылать соответствующие уведомления на электронную почту или публиковать объявления на официальном сайте. Такие же предупреждения обычно вывешивают и на страницах аэропортов.
Существуют также специальные ресурсы, на которых выкладываются новости о грядущих забастовках, как например, немецкий Streikradar.
Правда, никто не застрахован и от неожиданностей — недовольства могут вспыхнуть здесь и сейчас.
Где бастуют прямо сейчас и что планируется?
Если в июле бастовали в основном немецкие авиакомпании, то август стал «горячим» месяцем для аэропортов Великобритании.
6 августа 4000 работников лондонского Хитроу, крупнейшего воздушного узла, решили, что это лучший день для выражения своего недовольства. Более того, еще одна акция запланирована на период 23-24 августа.
Среди недовольных — служба безопасности аэропорта, инженерная и пожарная службы. Естественно, бастуют не все, но того персонала, который есть на местах, не хватает, чтобы справиться с пассажиропотоком.
Авиакомпании отменили часть рейсов, а некоторые перенаправили в другие аэропорты: Гатвик, Лутон и Станстед.
Правда, и тут есть одна загвоздка: Лутон и Гатвик пригрозили похожими акциями, хоть пока официально ничего не решили. А в Станстеде выражает недовольство авиакомпания easyJet, которая запланировала забастовку на период 9-12, 16-19 и 23-27 августа.
Более того, ассоциация пилотов компании British Airways 7 августа собирается принять решение об организации акции. К ним также могут присоединиться ирландские пилоты из Ryanair.
Тем временем португальские бортпроводники и пилоты тех же Ryanair планируют бастовать с 21 по 25 августа. Это приведет к тому, что самолеты авиакомпании не будут летать из Португалии.
Наземные службы аэропорта Барселоны уже массово выступали в июле, что закончилось отменой сотен рейсов. Но это еще не конец — с 9 августа забастовка может продолжиться, потому что сотрудники службы безопасности все еще требуют повышения зарплаты.
А чтобы максимально усложнить жизнь туристам, испанцы запланировали организованный бунт железнодорожного персонала на 14 и 30 августа, а также на 1 сентября.
Не закончили горячиться и «дочки» немецкой Lufthansa — Germanwings и Eurowings, которые попортили жизнь многим немецким аэропортам этим летом. Так как обе компании до сих пор не могут договориться с «мамой» относительно тарифов — после 8 августа перевозчики снова могут начать бастовать, что опять же создаст массу неудобств как крупным, так и небольшим воздушным гаваням Германии.
И все-таки рейс задержали или отменили из-за забастовки. Что делать?
Главная проблема отмен из-за акций протеста в том, что это считается форс-мажором, то есть полностью выходит из-под контроля конкретной авиакомпании.
Это означает то, что получить компенсацию будет очень непросто, практически нереально, так как в подобных случая обязательства перевозчика должны быть ограничены или вовсе отменены.
Здесь уже вступает в силу вопрос лояльности перевозчика к своим пассажирам. Та же Lufthansa, например, в некоторых случая меняла авиа- на ж/д-билет, если дело касалось внутренних перелетов. Многие перевозчики стараются пересадить на свои же альтернативные рейсы.
Если же рейс был просто задержан, то здесь работают обычные правила, согласно которым при ожидании более двух часов предоставляются напитки, четырех — горячее питание, шести в ночное время и восьми в дневное — размещение в гостинице.
Может случиться так, что в ближайшее время улететь будет невозможно, а срок действия визы вот-вот истечет. На самом деле — это не такой уж серьезный повод для беспокойства. Достаточно взять справку у авиакомпании, что рейс задержали из-за забастовки и пойти с ней в отделение полиции, где выдадут разрешение на вылет, а с ним уже явиться на паспортный контроль, когда наконец появится возможность покинуть страну пребывания.