С начала марта крупные алкогольные компании объявили об уходе из России либо же перестали инвестировать в отрасль. Любителям импортного крепкого алкоголя высшего качества придется затянуть пояса, запасов хватит на три-четыре месяца, считают опрошенные Daily Storm специалисты. Схожая ситуация прослеживается с «Бургундским» и другими винами из европейских провинций. Впрочем, за последние годы отечественным виноделам удалось отвоевать половину рынка у иностранных коллег. А с хмельным все гораздо проще — почти все пиво отечественное. Единственная проблема — это сырье.
Слабые позиции крепких напитков
Санкции застали врасплох российскую алкогольную индустрию. Проблемы возникают на всех этапах производства отечественного горячительного: сырье, бочки, бутылки и пробки экспортировали из Европы и США. По мнению экспертов, на стабилизацию отечественного производства уйдет несколько лет. Впрочем, компании «не дадут» россиянам вести трезвый образ жизни: в ближайшее время должны выстроиться новые логистические цепочки, по которым почти легально будут продаваться спиртные напитки «ушедших» компаний.
В начале марта о приостановке экспорта в Россию заявил крупнейший производитель алкоголя в мире британская компания Diageo, которая развивает бренды пива Guinness, водки Smirnoff, виски White Horse. Следом поставки заморозил и производитель спиртного Pernod Ricard, которому принадлежат бренды виски Chivas Regal, Jameson, Ballantine’s, джина Beefeater и водки Absolut.
С российских прилавков также «ушли» виски Jack Daniel's, Woodford Reserve, Old Forester, водка Finlandia, текила Pepe Lopez, el Jimador, ими владеет компания Brown-Forman Corp. Еще можно насладиться ромом Bacardi, но все маркетинговые программы компания уже свернула.
Решения иностранцев ударили в основном по малочисленному среднему классу — главному любителю этих брендов, считает директор Школы крепких спиртных напитков и эксперт по алкогольному рынку Эркин Тузмухамедов. Он уверен, что компании Bacardi и Diage (часть их производства находится в России) розлив бюджетных виски не прекратят, несмотря на приостановку экспорта своего товара.
«Компании не заинтересованы в уходе с дешевых нишевых позиций. Они их будут держать. Это 60% виски, которое потребляется в России, и производство будет продолжаться. А вернуться компаниям сложнее, чем уйти», — считает эксперт.
Рассчитывать же на отечественного производителя, по мнению Эркина Тузмухамедова, ценителям крепкого солодового не приходится. Первый в России завод по производству аналога скотча и бурбона откроется только летом 2022 года в Ставропольском крае.
«Когда они сделают первый продукт и будет ли он нормальным, пока непонятно. Виски должно, как минимум, три года выдерживаться, поэтому длительное время потребуется для импортозамещения», — добавил он.
Ранее об открытии предприятия сообщал в своих соцсетях вице-премьер Ставропольского края Владимир Ситников. Строительство завода по производству солодового и зернового дистиллятов стоило региону более 1,4 миллиарда рублей. «Благодаря его реализации (инвестиционного проекта. — Примеч. Daily Storm) объемы производства виски, джина и бурбона на территории Ставрополья вырастут более чем на 13,5 тысячи литров», — сообщил чиновник.
Умерить аппетиты придется и любителям коньяка высшей категории, например французского X.O. По данным председателя «Союзконьяка» Дмитрия Чернева, при нынешнем «незначительном» спросе запасов напитков хватит на три-четыре месяца. Впрочем, остаются доступными армянские, грузинские и российские аналоги. Однако отечественные производители сейчас испытывают проблемы с сырьем.
«Судя по итогам последних лет, более 30% коньяков, произведенных в России, сделаны из российских коньячных дистиллятов. Значительная часть дистиллятов закупалась в странах Европы — Франции и Испании, странах ближнего зарубежья — Армении, Узбекистане, Казахстане. Из Европы сейчас практически ничего на поставляется», — рассказал о ситуации на рынке эксперт.
Проблема, по его словам, возникла и с корковой пробкой, поставляемой с Запада, которую производители намерены заменить пластиковой.
«Размер дефицита пока оценить сложно, в конце года будут цифры. Импортозамещение полностью должно быть завершено к 2028 году», — добавил Чернев.
Из-за нарушенных логистических цепочек замещать выпадающие объемы сырья приходится быстро — с помощью поставок из стран ближнего зарубежья, чьи объемы и качество, по словам Дмитрия Чернева, не уступают европейским. Более длинным, но перспективным путем эксперт считает развитие российского виноградарства.
Российское виноделие еще на самом старте
С дефицитом сырья столкнулись и производители отечественного вина, чья продукция уже сегодня занимает половину полок в алкогольном отделе. В конце 2019 года вышел закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», в рамках которого выделялись большие субсидии владельцам виноделен. Также документ ввел понятие «вино России», что в разы повысило спрос на отечественное сырье.
По словам Эркина Тузмухамедова, сегодня в стране используется лишь 80 тысяч гектаров виноградников на всю пищевую промышленность, включая виноделие и коньякоделие. По его мнению, проблемы с сырьем сегодня вызваны сухим законом, объявленным Михаилом Горбачевым еще в 1985 году, в результате которого часть виноградников в стране была уничтожена.
Состояние отечественного виноградарства подтверждает Алексей Сидоров, президент Российской ассоциации сомелье. «У нас всего 200 виноделен в России. Если брать Италию, например, то там 40 тысяч виноделен. В этих 200 винодельнях делают около 6000 наименований бутылок. Это я к тому, что мы все только наращиваем, и у нас все только впереди», — рассказывает сомелье. По его данным, Россия занимает шестое место по производству вина в мире и 12-е место по объему его потребления.
«Последние три года наши вина очень сильно активизировались в качестве: выступали на иностранных винных выставках и завоевывали высокие места в рейтингах. К сожалению, хороших вин европейского уровня у нас не так много. Они есть, но само количество вина небольшое, поэтому оно не может попасть на все прилавки», — продолжает эксперт.
Однако виноделы внезапно столкнулись с отсутствием других важных элементов производства: «У нас нет собственных пробок, бутылки и химикаты закупались в Европе, поэтому сейчас есть определенные трудности. Те же бочки закупались в Европе. У нас есть одна бочкарная на всю страну. Но это наш российский дуб, а хорошие бочки закупаются во Франции в основном», — резюмирует Алексей Сидоров и добавляет, что именно по этим причинам российское вино ранее не могло быть дешевле зарубежного.
Эксперты сходятся во мнении, что из-за проблем с транспортировкой в ближайшее время с витрин могут исчезнуть привычные европейские вина из Италии, Франции и Испании. Однако тысячи мелких поставщиков готовы обходить санкции и выстраивать новые транспортные цепочки. При этом дистрибьюторы уже рассматривают альтернативные страны поставки вина. Среди них страны Африки и Южной Америки, а также лояльные европейские страны, такие как, например, Сербия.
«Пока на складах, как говорят директора компаний, хватит вин от трех месяцев до полугода. Закупки были сделаны большие, у всех на складах есть вина иностранных брендов», — говорит Алексей Сидоров, президент Российской ассоциации сомелье.
Отечественное пиво больше не на американском хмеле
Пережить сложные времена санкционных ограничений окажется проще любителям пенного. По данным игроков рынка, почти все пиво в стране — отечественное. Несмотря на то что популярными пивными брендами владеют иностранные компании, останавливать производство они не собираются. Впрочем, и здесь есть недостаток сырья — хмель из-за границы.
С заявлением о прекращении деятельности в России ранее выступили пивоваренные концерны Heineken и Carlsberg Group. Компании остановили экспорт и инвестиции в Россию, а также отказались от рекламы на рынке страны. Бойкот России объявили и крупнейшие производители пива из Чехии. По аналогии с вином из-за санкций доставлять хмельные напитки не могут и другие производители из Европы и США.
Руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз считает, что массовый потребитель не заметит исчезновения зарубежных брендов: «Из 100% объема российского рынка пива импортное занимает, вы очень удивитесь, четыре процента. Чешское и немецкое — процент. Но представьте себе, 96% потребителей пива — им вообще все равно, была Чехия или нет ее».
В пресс-службе Ассоциации производителей пива (АПП, объединяет крупнейшие российские пивоваренные компании — AB InBev Efes, «Балтику» и Heineken. — Примеч. Daily Storm) с таким мнением не согласны. По их данным, уход зарубежных игроков повлияет на культуру пива в России.
«Импортный сегмент является самостоятельным, эта категория важна для формирования культуры потребления в России и расширения ассортимента для потребителя. Если же говорить об объемах — он может быть замещен, но полностью удовлетворить спрос на импортную продукцию за счет локальной не так просто», — считают в организации. Специалисты уверены, что это возможно только частично, при локализации иностранных брендов в России и при условии полного сохранения изначальных качественных характеристик такого продукта.
В ассоциации также уточнили, что Carlsberg и Heineken не уходят из страны полностью, но перестают выпускать и продавать одноименные сорта пива. Российские бренды пива «Охота», «Три медведя», «Окское» и «Балтика» будут разливаться на российских заводах компаний в том же объеме. Однако иностранный офис уже ищет инвесторов для передачи продажи российского бизнеса.
По данным пресс-службы Ассоциации производителей пива, несмотря на то что более 90% сырья, которое используют в производственном процессе крупнейшие российские пивовары, — отечественного происхождения, производители столкнулись с проблемой.
«Практически весь используемый в производстве хмель импортируется из Европы и США. К сожалению, собственных мощностей в России не хватает для удовлетворения потребности отечественного пивоварения в полном объеме – 7,5-8 тысяч тонн сырья ежегодно», — сообщили в организации.
В пресс-службе добавили, что необходимо провести замену изношенного оборудования, а это сложно из-за дефицита специализированной техники. Проблематичными остаются ввоз и регистрация саженцев хмеля в стране: «Процесс расширения хмелеводства в России может занять от 7 до 10 лет и потребует существенного объема инвестиций в размере нескольких сотен миллионов рублей», — сообщили представители ассоциации.
Казахская текила и белорусский ром
Игроки алкогольного рынка сходятся в одном: дистрибьюторы найдут способы доставлять алкогольную продукцию российскому потребителю в обход санкций с помощью параллельного импорта. Большие бренды будут поступать через дружественные России страны СНГ: Армению, Казахстан и Беларусь.
«Торговые компании находят какие-то пути. Мне кажется, они уже есть. Ну кто ушел, Guinness? Я неделю назад его пил, неделю назад пил Jameson. Деньги побеждают любые санкции», — делится опытом Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу.
По мнению Вадима Дробиза, руководителя центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА», усложнение логистики приведет к подорожанию конечного продукта. Он прогнозирует: к концу лета импортная алкогольная продукция будет стоить в 1,5 раза дороже по сравнению с январем 2022 года. При этом он уверен, что спрос на зарубежную продукцию падать не будет.
«Алкоголь — продукт радости, особенно импортный. Он будет поступать, но будет стоить раза в полтора дороже. Потому что импортный алкоголь пьет только средний класс в России, и он от него не откажется. Даже по имиджевой составляющей для них не комильфо переходить на российский алкоголь. Импорт пили, пьют и будут пить и мужчины, и женщины. Дороже, значит дороже», — резюмирует эксперт.
Руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя уверен, что индустрия горячительного сейчас переживает кризис, но уже через два года на витринах окажутся все привычные этикетки, а также новый отечественный продукт.