Компании We Are Social и Hootsuite опубликовали очередной отчет об активности пользователей интернета. Соцсети взяли новую высоту: их аудитория достигла 3,96 миллиарда человек — это 51% населения Земли. За последний год количество пользователей социальных медиа выросло на 10,5%, каждый день на различных платформах регистрируются около миллиона человек. Здесь не обошлось без «руки» коронавируса, однако статистика показывает, что люди не планируют бросать соцсети и после пандемии. Самой популярной в мире платформой сегодня остается Facebook. Россияне больше любят ее «дочку» Instagram — наша страна является одним из лидеров по числу новых аккаунтов.
Социальность по-новому
Если рассматривать соотношение «активные пользователи — количество населения» в разных странах, то безусловными лидерами являются жители Объединенных Арабских Эмиратов. Подавляющее большинство граждан ОАЭ имеют аккаунты в социальных медиа — показатель составляет 99%. У их ближайших преследователей — Южной Кореи и Тайваня — только 88%. В России лишь 52% людей можно назвать активными пользователями, это 36-я строчка рейтинга.
99% юзеров соцсетей по всему миру используют смартфоны. Столько же смогли бы дать утвердительный ответ на вопрос, пользовались ли они социальными медиа хотя бы раз за последний месяц. Тех, кто не просто заходил, а был по-настоящему активен, чуть меньше — 88%. Причем за день такие пользователи тратили в среднем два часа 22 минуты на различные социально-виртуальные дела. Россияне оказались близки к среднему значению, они проводили на различных сервисах два часа 16 минут (22-й показатель в мире) в день. Цифра могла быть и больше, учитывая, что на каждого пользователя в среднем приходится по восемь аккаунтов. Эксперты заметили, что если сложить все время, которое люди в 2020 году проводили в соцсетях, то получится примерно миллион лет в день.
Как и год назад, самой популярной платформой признали Facebook. Им ежемесячно пользуются 2,6 миллиарда человек. Суперпопулярный TikTok сильно уступает Facebook, имея «лишь» 800 миллионов активных пользователей (правда, без учета его китайской версии Douyin). Пока серьезно конкурировать с детищем Марка Цукерберга могут только YouTube и WhatsApp с двумя миллиардами юзеров.
В России Facebook традиционно не самая популярная платформа. Даже за время карантина активность российских пользователей соцсети не показала внушительных цифр. А вот с дочерним сервисом — Instagram — дело обстоит совсем иначе. По числу пользователей Россия находится на пятом месте (более 50 миллионов аккаунтов), за последнее время прибавилось 11%. Это один из самых больших показателей в мире.
Интернет, карантин и странные тенденции
Общие цифры по новым интернет-пользователям оказались чуть меньше показателей по социальным медиа: рост составил 8,2% — это 346 миллионов человек. В соцсети же прибыло суммарно 376 миллионов новичков.
Большой приток юзеров случился непосредственно в разгар пандемии, когда люди редко покидали свои дома и основным развлечением для многих стали гаджеты. По данным We Are Social и Hootsuite, 70% пользователей признали, что стали проводить гораздо больше времени в компании своего смартфона, 47% чаще пользовались ноутбуками, 33% — планшетами, а 18% отдавали предпочтение игровым консолям.
Все это дополнительное время было потрачено в основном на просмотр видео (54%), зависание в соцсетях (43%), общение в мессенджерах (42%), прослушивание музыки (37%), активность в различных приложениях (36%) и игры (35%). Причем половина от каждой категории намерена и дальше придерживаться такой концепции времяпрепровождения, вне зависимости от эпидемиологической ситуации.
Но даже с учетом возросшей активности среднее время, проведенное в Сети, осталось на прошлогоднем уровне — шесть часов и 42 минуты. Как и раньше, пользователи чаще выходили в интернет со смартфонов, но тем не менее суммарно мобильный трафик упал вдвое. Это объяснимо: ноутбуки и десктопы, которым уже несколько лет прочат скорую смерть, на карантине показали прирост трафика. Он почти сравнялся с мобильным.
Во время карантина пользователи по всему миру часто жаловались на проблемы с интернет-соединением, хотя по состоянию на июль 2020 года средняя скорость только росла: мобильные сети стали быстрее на 26%, а домашние — на 32%. При этом России в топ-10 по скорости мобильного интернета не оказалось: туда стремительно ворвался Китай, где средняя скорость интернета взлетела сразу на 210%, а также страны Персидского залива. Интернет в ОАЭ ускорился на 87%, в Саудовской Аравии — на 70%, а в Катаре — на 40%. Первую строчку по-прежнему удерживает Южная Корея.
Российскому продукту, однако, удалось засветиться в другом рейтинге — среди самых посещаемых сайтов по версии аналитиков из Similarweb. В топ-20 оказалось сразу два отечественных сайта: Yandex — на девятом месте, между Yahoo и Pornhub — и ВК, занявший 19-ю строчку. В списке много сайтов для взрослых, и их разнообразие наглядно свидетельствует о том, какой контент был интересен людям на карантине.
Фокус на новости
Вынужденное заточение увеличило спрос и на новостной контент, который пользователи потребляли в основном через онлайн-медиа, включая соцсети (82%). А на мессенджеры пришлось 55% от общего числа читателей. Причем самый высокий показатель потребления материалов интернет-изданий у Греции, Кении и Южной Африки (от 90% и выше). В России онлайн-медиа оказались не такими популярными, поэтому отечественные цифры не попали даже в топ-30. Видеоновости были наиболее популярны в Турции, а новостные посты в соцсетях чаще читали в Кении.
Интерес к новостям в социальных медиа в основном проявляли молодые люди, хотя остальные возрастные группы от них почти не отстали: более 60% составили люди от 18 до 34 лет, более 50% — от 35 до 54 и 47% — пользователи 55+. С точки зрения платформ предпочтение отдавали в основном Facebook, который сильно оторвался от YouTube и WhatsApp, забрав на себя 46% аудитории.
Экспертам даже удалось подсчитать уровень доверия людей онлайн-СМИ. Как оказалось, больше всего интернет-изданиям доверяют в Финляндии, Португалии и Турции. Новостям в соцсетях преимущественно верили в Турции, Бразилии и Мексике. Судя по отсутствию в обоих списках России, пользователи рунета не склонны доверять журналистам.