Правительство выделило регионам на строительство и ремонт дорог в 2018 году дополнительные 17 миллиардов рублей в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Эти деньги распределены между 27 регионами — они пойдут на строительство и ремонт дорог, мостов, путепроводов. «Шторм» разбирался, кому достанутся самые большие суммы.
Дорогой Хабаровск
Самая большая сумма достанется Хабаровскому краю на строительство платной автодороги в обход столицы региона. Общая стоимость трассы оценивается в 37,55 миллиарда рублей (изначально предполагалась 46,8 миллиарда). Строительством занимается ООО «Региональная концессионная компания» (РКК) — совместная компания Газпромбанка и крупного подрядчика «Газпрома» — строительной группы ПФ «ВИС». РКК строит «Обход Хабаровска» по концессионному соглашению с правительством Хабаровского края.
Предполагается, что 18,77 миллиарда рублей на проект будет потрачено из федерального бюджета, 11,27 миллиарда рублей — из регионального и только 7,51 миллиарда рублей должен предоставить инвестор. В свою очередь Газпромбанк согласился профинансировать проект. Как сообщали СМИ, банк выделил 14 миллиардов рублей.
Ранее — в августе 2017 года — группа «ВИС» выиграла конкурс на строительство четвертого моста через Обь стоимостью более 34 миллиардов рублей. Здесь «ВИС» также реализует проект на основе государственно-частного партнерства по договору с местными властями. А концессионером в этом проекте выступает ООО «Сибирская концессионная компания», где 75% принадлежит ООО ПФ «ВИС», а 25% осталось за ООО «Финпроект» — структурой Газпромбанка.
А в конце января 2018-го газета «Ведомости» узнала, что группа «ВИС» построит четырехполосную дорогу — платный дублер МКАД. Здесь концессионером заявлено ООО «Четвертая концессионная компания». А кредитовать проект снова будет Газпромбанк.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», совладельцами группы «ВИС» выступают Игорь Снегуров, который до середины января был по совместительству гендиректором компании, а также Дмитрий Рябов, генеральный директор компании «ТЭК Мосэнерго», которая до 2010 года принадлежал входящей в группу «Газпрома» «Мосэнерго». Позднее компания перешла к Аркадию и Борису Ротенбергам.
В свою очередь нынешний гендиректор «ВИС» Юрий Раушкин (в январе сменил Снегурова на этом посту) ранее несколько лет руководил в дочерних компаниях «Газпрома», в частности — в ПАО «Газпром Автоматизация» и АО «Газпром Электрогаз».
В 2008 году ООО «ПФ ВИС» стало участником громкого скандала с покупкой дочкой «Газпрома» — ОАО «ОГК-6» — турбины у «Силовых машин», за которую из-за привлечения к сделке посредника компания переплатила 279 миллионов рублей. Столичное МВД тогда возбудило уголовное дело в отношении «неустановленных лиц» из подчиненной «Газпрому» генерирующей компании «ОГК-6».
«Мост четырех губернаторов»
Еще один крупный транш — миллиард рублей — был направлен в Волгоградскую область на завершение строительства моста через реку Ахтубу, который возводят уже девять лет. Его установкой занимается одна из самых крупных в России мостостроительных компаний — «Волгомост».
Первоначально сооружение стоимостью 14 миллиардов рублей должны были сдать в 2011 году, однако сроки неоднократно переносились. По версии представителей компании, это было связано с нехваткой бюджетного финансирования, которое привело к значительному удорожанию работ.
В итоге часть моста была открыта для автомобильного движения в декабре минувшего года, а окончание строительства запланировано на декабрь текущего, 2018 года.
Застройщик подал иск против местных властей. Арбитражный суд Волгоградской области в этом споре встал на сторону «Волгомоста» и присудил ему 185 миллионов рублей. Эти деньги суд обязал выплатить региональный комитет транспорта и дорожного хозяйства.
Поворотным моментом для «Волгомоста», в работе которого и раньше было не все гладко (в мае 2015 года в головной компании прошли обыски по делу о покушении на мошенничество — фигурантом по делу проходил тогдашний руководитель представительства компании в Краснодаре Михаил Пенин), стал март 2016 года.
Тогда президент России Владимир Путин на одном из совещаний спросил вице-премьера Дмитрия Козака об успехах в строительстве трассы Керчь — Симферополь. Козак рассказал о срыве сроков строительства из-за недобросовестного проектировщика, контракт с которым планируется разорвать.
«Этот недобросовестный проектировщик сколько денег схомячил?» — поинтересовался Путин. Козак ответил, что 280 миллионов рублей.
Источники РБК тогда заявили, что трассу строило дочернее предприятие «Волгомоста», а ответственность за проект, по их мнению, несла головная структура.
После публичной критики президентом «Волгомоста» в компании стали чаще вскрываться проблемы. В отношении топ-менеджмента организации возбудили уголовные дела. В частности, тогдашний гендиректор еще старой структуры ПАО «Волгомост» Сергей Зинченко проходил фигурантом по двум эпизодам сокрытия крупной суммы денег от налогообложения.
Также под уголовное преследование попал бывший первый заместитель гендиректора «Волгомоста» Владимир Швецов, который до прихода в компанию занимал посты вице-премьера Татарстана, а также министра транспорта республики. В «Волгомосте» Швецов должен был курировать строительные объекты в Крыму.
В Арбитражном суде Саратовской области в отношении ПАО «Волгомост» еще с 2015 года рассматривается дело о банкротстве. В 2016 году суд ввел в отношении застройщика процедуру наблюдения до 12 января 2017 года. Позднее саратовское ПАО «Волгомост» перерегистрировалось в АО и сменило адрес на московский.
Мост Тимченко
В Прикамье правительство отправляет 300 миллионов рублей. Из которых 150 миллионов — на строительство моста через реку Чусовую в Перми. Еще 150 миллионов пойдут на строительство дороги в обход города Чусовой.
Стройка моста через Чусовую тоже выполняется на основе государственно-частного партнерства. В этом проекте частным инвестором выступает ООО «Пермская концессионная компания», а субподрядчиком — компания «Стройтрансгаз», где контрольная доля, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит бизнесмену Геннадию Тимченко.
Финансирование проекта ведется из федерального и регионального бюджетов. В 2017 году Россия выделила на обход Чусового 217 миллионов рублей. Предполагается, что дорога будет сдана в середине 2019 года (изначальный срок сдачи — конец 2019-го).
Справка
Всего в 2018 году предполагается собрать на «Развитие транспортной системы» 2,07 триллиона рублей. (Это не только бюджетные средства). В 2019 году объем финансирования госпрограммы должен составить 1,87 триллиона рублей, на 2020 год предусмотрено 1,85 триллиона рублей, на 2021 год — 1,97 триллиона рублей. Всего же в 2018–2021 годах в рамках программы предполагается собрать 7,75 триллиона рублей.
3,18 триллиона рублей на программу будет выделено из федерального бюджета, 2,73 триллиона рублей поступит из консолидированных бюджетов регионов, и еще 1, 84 триллиона рублей соберут из внебюджетных источников.
Эти деньги будут распределены между железнодорожными проектами, гражданской авиацией, морским и речным транспортом и другими сферами транспорта.