Программа по оздоровлению российского банковского сектора, которую также называют «зачисткой», началась в 2013 году с назначением Эльвиры Набиуллиной главой Центрального банка России. За все время ее работы ЦБ отозвал лицензию более чем у 300 банков (то есть почти у трети). Пик «зачистки» лицензий пришелся на 2016-й и 2017 год — тогда лицензий лишились 93 и 97 банков соответственно. Разбираемся, что произошло с банковской системой за пять лет.
В 2017 году ЦБ отозвал лицензии у «чуть более чем 50 банков» (из них 42, согласно данным портала «Банки.ру», — московские), сообщила в пятницу глава ЦБ. По ее словам, большая часть пути «по очищению российского банковского сектора от откровенно нежизнеспособных игроков» уже пройдена, однако ЦБ продолжит активно отзывать лицензии еще два-три года. После этого случаи отзыва лицензий и санации банков должны стать единичными, надеется Набиуллина.
Изначально реформу банковского сектора планировалось завершить за три года, но в феврале 2017-го Набиуллина объявила о прохождении только половины пути и сказала, что процесс очищения рынка потребует еще два-три года. Завершить «оздоровление» рынка в назначенный срок помешали кризис и ухудшение банковских активов, объясняла тогда глава ЦБ.
Сэкономить на банках
Аналитики агентства Fitch в октябре 2017 года спрогнозировали, что число банков в России за 4 года может сократиться почти вдвое — с 532 (данные на 1 сентября 2017 года) до 300. Экономический эксперт Антон Шабанов считает, что сокращение количества участников банковского сектора обосновано, поскольку у российской экономики нет прямой необходимости в том «огромном количестве банков, которое есть сейчас». «Нам бы хватило и меньше 300», — добавил специалист.
C этим согласен главный экономист по РФ и СНГ «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин. По его словам, большое количество банков уже стало особенностью России — в некоторые годы их число превышало 1000. «Когда на это смотрели иностранцы, они всегда спрашивали: «Зачем вам столько банков? У нас столько нет», — отметил специалист.
Кузьмин считает, что уменьшение количества банков не обязательно приведет к росту доли госучастия в банковской системе. По его словам, на увеличение госдоли в банковском секторе больше повлияло «разрастание» ВТБ. «Однако в этом тоже есть положительная сторона: раньше Сбербанк стоял особняком, теперь с ним начинает конкурировать группа ВТБ», — добавил специалист.
Главный эксперт Frank Research Group Дмитрий Тарасов также считает, что сокращение банков к уменьшению конкуренции на рынке не приведет.
Минус два — «оздоровление» продолжается
2 февраля ЦБ отозвал лицензию у двух московских банков — Расчетно-кредитного банка (РКБ) и ПартнерКапиталБанка. По данным на 1 января 2018 года, РКБ занимал в банковской системе России 184-е место по величине активов, ПартнерКапиталБанка — 469-е, обе кредитные организации — участники системы страхования вкладов.
ЦБ уличил банки в том, что они «активно проводили сомнительные транзитные операции». Кроме того, ПартнерКапиталБанк размещал денежные средства в «высокорискованных активах», из-за чего на балансе финансовой организации возник значительный объем проблемной задолженности. Также банк «осуществлял схемные операции для уклонения от исполнения требований надзорного органа о формировании резервов на возможные потери, адекватных принимаемым рискам».
Помимо прочего, ЦБ обвинил банк в «многочисленных нарушениях законодательства в области противодействия легализации доходов и финансирования терроризма». Эти требования, по информации регулятора, не соблюдал и РКБ.
В сообщении ЦБ подчеркивается, что регулятор ранее неоднократно указывал банкам на нарушения, однако они, как сочли в ЦБ, не приняли эффективных мер для нормализации своей деятельности. Теперь в оба банка назначена временная администрация, а полномочия их руководителей приостановлены.
Справка
Расчетно-кредитный банк, согласно информации на его сайте, был основан в 1989 году как ТОО «Нововильняский коммерческий банк». В 1997 году название финансовой организации изменили на ООО «Расчетно-кредитный банк». Банк также имел подразделения в Московской области, в частности, в Мытищах и Лобне.
Центробанк в сообщении о ликвидации лицензии РКБ указывает, что банк находился под контролем Вахи Агаева, депутата Госдумы от КПРФ и основателя холдинга «Югнефтепродукт» — крупного поставщика нефти на юге России (в 2006 году компания входила в список 200 крупнейших непубличных компаний России, по данным журнала Forbes). Согласно информации портала «Банки.ру», в 2017 году РКБ потерял более 15 миллионов рублей прибыли.
ПартнерКапиталБанк был создан в октябре 1990 года в поселке Сурское Ульяновской области, говорится на сайте кредитной организации. Отмечается, что тогда банк назывался КБ «Сурское». Через восемь лет, по решению общего собрания участников банка его преобразовали в ЗАО «Сурский коммерческий банк». В 2007 году кредитная организация снова изменила название и стала именоваться Новаховкапиталбанком, а в августе прошлого года решением внеочередного общего собрания акционеров Новаховкапиталбанк был переименован в ПартнерКапиталБанк.