Летом 2016 года был принят федеральный закон №243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Переводим на русский: Пенсионный фонд передал полномочия Федеральной налоговой службе, а вместе с ним все отчеты и документацию.
Сделано это, видимо, для того, чтобы снизить нагрузку на ПФР и облегчить жизнь предпринимателям. Но как это обычно бывает, довести до ума не смогли и быстро достигли обратного эффекта. В ходе передачи информации о пенсионных отчислениях компаний Пенсионный фонд допустил ряд ошибок, из-за которых их деятельность была блокирована.
А теперь подробнее. Перед тем как начать передачу данных, проверили контрагентов (заказчиков, физических и юридических лиц) по состоянию на 31 декабря 2016 года. В течение следующих шести месяцев переносилась информация, и вот буквально на прошлой неделе произошли блокировки и ограничения счетов. В список должников попали тысячи организаций. Среди них и те, кто не были должны и, по сути, чисты — как перед налоговой, так и перед Пенсионным фондом.
Ситуация непростая, так как из-за действий ведомств в буквальном смысле оказалась замороженной деятельность предпринимателей по всей России. К слову, хозяин вашего местного продуктового также может находиться в их числе. И неважно кто, держатель ИП или ООО.
Нам удалось пообщаться с представителем одной из фирм, занимающейся медицинским обслуживанием. В целях охраны конфиденциальности мы назовем только имя нашего собеседника. Вот что нам рассказала главный бухгалтер компании Анна:
«В нашем Сбербанке-онлайн увидели ограничения в размере 1,2 миллиона, со ссылкой на требования 2014 года. Стали выяснять, обратились в налоговую. Нам объяснили, что необходимо ехать в Пенсионный фонд и брать справку по задолженностям, которых у нас нет. А справка выдается в течение 30 календарных дней. Из-за этого у нас идет торможение расчета, нет возможности платить за аренду, оборудование, оплачивать все административные расходы. Нам просто заморозили деятельность. И это не только по Москве — такая ситуация по всей России».
Также Анна добавила, что их компания предпринимала попытки связаться со специалистами из налоговой. Они предъявляют требования, но просто не выходят на связь. В свою очередь предприниматели советуют выводить деньги со счетов, чтобы налоговая до них не добралась.
Мы отправили запросы в оба причастных к делу ведомства. Более оперативным оказался Пенсионный фонд. Ответили письмом следующего содержания:
«В настоящее время утверждены правила по корректировке лицевых счетов плательщиков в ФНС в части задолженности. Переплат быть не должно. Поскольку до 2017 года страховые взносы на ОПС и ОМС администрировал ПФР, то в документах, выдаваемых фондом страхователям, содержится достоверная информация, которую ФНС учитывает при выставлении требований по уплате недоимки».
Проще говоря, данные достоверны и задолженностей по счетам быть не должно. Не должно, но они есть. Разъяснить этот момент ведомство не захотело.
«Мы воздержимся от дальнейших комментариев», — заявил «Шторму» представитель пресс-службы ПФР.
Налоговая же к моменту выхода этой статьи ответ предоставить не смогла.
Последняя инстанция — юристы. Руководитель Антикризисной юридической компании «Рыков групп» Иван Рыков подтвердил, что действительно произошли сбои. Причиной тому послужила конвертация баз данных (имеются в виду форматы, в которых содержались документы):
«Я сталкивался с предпринимателями, у которых такая проблема. Обращения в ФНС и ПФР будут не столь эффективными, но другого варианта нет. Необходимо отписать обращения в оба ведомства, предоставить достоверные данные бухгалтерского учета. Рекомендую подать через сайт — там ведется учет, налоговая достаточно оперативно реагирует. Но с ПФР будет сложнее», — говорит Рыков.
Также он отметил, что наше законодательство позволяет взыскивать убытки с госорганов, но это будет проблематично. Прецедентов пока не было.
При этом срок в 30 дней предполагает только рассмотрение обращения, и, в принципе, сроки могут быть сдвинуты. Законодательный акт вступил в силу девять месяцев назад, а получается, что механизма реализации не существует до сих пор. Предпринимателям остается лишь затягивать потуже пояса, держаться и беречь здоровье.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov