Музыкант Андрей Макаревич посмеялся над способностью россиян видеть во всем только испражнения. Повод все тот же: установленный в Москве памятник «Большая глина №4». «Ну фекалии же, с какой стороны ни посмотри — фекалии», — возмущаются жители столицы. Однако Андрей Вадимович убежден: это искусство, просто у наших людей такое свойство мозга — замечать один негатив. «А что если он прав?» — подумали мы и обратились с этим вопросом к психиатру. Скажите, доктор, там и правда «вот это самое» или мы все тяжело больны?
Похоже, на Болотной набережной возле дома культуры «ГЭС-2» теперь можно устраивать экскурсии, каждая из которых будет завершаться искусствоведческими баталиями на тему «А мне одному это видится?» По задумке автора, швейцарского художника Урса Фишера, 12-метровая композиция должна представлять собой копию комка глины, которую он как бы разминает в своих руках. Однако москвичи почему-то разглядели в ней нечто иное.
Впрочем, есть и те, кто не увидел в этой работе ничего пошлого, и один из них — музыкант Андрей Макаревич.
«Удивительно, сколько вони поднялось по поводу этой скульптуры, — написал он у себя в Facebook. — Я и раньше особых иллюзий насчет массового вкуса наших жителей не питал. Но уровень безграмотной агрессии зашкаливает. К сожалению, если в голове у человека одно *****, то других ассоциаций эта голова родить не может».
Вот прямо так? Интересно, это диагноз? Чтобы узнать об этом, обращаемся к врачу-психотерапевту Василию Шурову, а заодно пересылаем ему фото памятника с вопросом «А что увидели Вы?» Ну прикольно же: вдруг там и правда какие-то бессознательные смыслы? Но Василий неумолим.
«Если честно, я не понимаю снобизма Макаревича! — заявляет он. — Хотя он сам, скорее всего, считает себя эстетом и великим экспертом. Был у нас когда-то такой итальянский художник, который закатал собственный кал в жестяные банки, и теперь это стоит каких-то совершенно безумных денег. Только тогда это было ново. Это был единственный случай, когда фекалии можно было бы считать произведением! Но не сейчас. Поэтому я абсолютно согласен с мнением большинства: исторические, эстетические и любые другие ценности тут нулевые. Вот зачем было это лепить?!»
«Настоящее искусство — оно универсально, — продолжает психиатр. — Его может понять любой, а не когда всем надо объяснять, что это куча глины, а не куча *****. К тому же еще и под номером четыре. Видимо, где-то есть еще три кучки, которые создал этот великий скульптор. Ну да, есть такие творцы, которые застряли на анальной стадии развития, и теперь все, что они ни сделают, будет выглядеть именно так!»
Не согласен Шуров и с тем, что наш народ привык видеть во всем один негатив.
«Ну я не знаю, мне наш русский человек очень нравится! — говорит Василий. — Он остроумный. Он интеллектуально и культурно развит. Это не какие-то там иностранцы, которые обладают знаниями только в определенной области, а спроси их чуть шире — тут же растеряются. 25% американцев считают, что это не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот, зато очень хорошо умеют зарабатывать. Мне он гораздо ближе!»
Кстати сказать, Москва отнюдь не первый город, куда привозят «Большую глину». В 2015 году работу могли увидеть жители Нью-Йорка, а двумя годами позже она выставлялась на площади Синьории во Флоренции. Однако именно Москва, уверен знаменитый арт-критик Франческо Бонами, сможет стать тем самым местом, где ей будет лучше всего. Кто знает, может, скульптура настолько сольется с ДНК столицы, спрашивает он, что одно поползновение ее убрать уже будет вызывать скандал?
Впрочем, самим москвичам до этой мысли пока как до Луны...
«Я представляю, как хохочет скульптор, читая заумные восторги элиты, — пишут в Сети. — Сразу вспоминается анекдот о «Черном квадрате» Малевича, который периодически крали из музея, но сторож Вася за ночь успевал его восстанавливать».
«В том месте ершик бы смотрелся точнее. Может, его стоило как-то скомпилировать?» — спрашивают другие. А кто-то и вовсе предлагает: «Андрей Вадимович, возьмите изображение этой прекрасной скульптуры себе на очередной альбом в качестве обложки!»