St
Айфон и шансон: встреча в Чертанове
18+
Антон Котенев — о поэтизации расистских штампов в сериале «Ольга» undefined

Айфон и шансон: встреча в Чертанове

Антон Котенев — о поэтизации расистских штампов в сериале «Ольга»

На ТНТ гремит второй сезон «Ольги» — сериала о малообеспеченных людях и низкой бытовой культуре. Ну что там? Дедушка перешел с водки на феназепам, дочурка родила, смазливого номинала с ямочками притопили в супе и отправили за решетку, малыш-азербайджанец познакомился с алкоголем, в общем — все как всегда. Ковры, майонез, вопли, падающие карнизы и очереди в ванную.


«Ольга» — это фильм о худших людях на земле. Даже не о людях — о ходячей метафоре. Это они выкапывают растения в «Зарядье», воруют коньки в парке Горького, паркуются на наших широких тротуарах, переодеваются в квартире в «домашнюю» одежду, приобретают некачественную еду в дешевых сетевых супермаркетах и разливное пиво в тех самых ужасных «разливайках», которых так много пооткрывалось на первых этажах домов в спальных районах (как будто специально, чтобы люди деградировали). Они фотографируют кровавые закаты над своими панельными джунглями, выкладывают в районных пабликах и искренне думают, что это красиво. В их рационе мало овощей. У них есть мебель и занавески. Они включают музыку. Они оставляют пакеты с мусором на лестничной клетке. Они «социально близкие». Они толстеют от плохой еды. Они инертны, апатичны, располагают низким капиталом социальных связей и слабыми коммуникативными навыками. Родители не записали их в кружки и секции, не научили сражаться и побеждать, не баловали, не улыбались их проказам, не взращивали в них убежденность в собственном превосходстве. У них нет блеска в глазах. Они выращивают на подоконнике укроп. Они делают шляпы из газеты. Они вяжут. Они мастерят межкомнатные портьеры из фантиков.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Кадр сериала «Ольга». Фото: © kinopoisk

Даже самые юные из нас в курсе, что когда на фотографии появляется его ворсейшество, это сигнал к началу веселья. Любой подросток знает, что ковер — признак низкой бытовой культуры, а хорошие дома залиты солнечным светом,  в них книжные полки и в них не разуваются.


Мы сами порой оказываемся в таких районах, и у нас глаза на лоб лезут: бешеные старухи, летающие пакеты, кабачковая икра по акции. Единороссы берут там все места в муниципальных собраниях. Нет, правда, вот есть Чертаново — Северное, Южное и Центральное, а Люси Штейн — нет. И даже Саши Парушиной нет. А есть только усатый следак, которому нужно отдаться, чтобы зятек-гопничек не заехал на пять лет. Ведь в силу низкой социальной мобильности бытовые русские люди, анчоусы и прочая бетонная слобода не верят в эффективность правозащиты, СМИ, мессенджеров, одиночных пикетов и все пытаются решить по-старинке: дать на лапу, попросить прощения, выбрать особый порядок. Да и прегрешения у них все больше общеуголовного характера, а не как у интеллигентов, которым постоянно что-то подбрасывают: то наркотики в карман, то доллары в багажник, то красавицу — в спальню.


Проблема в том, что в сериале все эти люди — милые. Конечно, здесь многое можно списать на саму природу художественности. Вот бывает эффект долины, когда обезьяна или андроид кажутся нам просто ужасными, а бывает, что нечто достали из мира, слегка докрутили, залили в янтарь. И вот оно, уже по-своему симпатичное в своей магнетической трешевости. «Голуби летят над нашей зоной» — страшно, а рэпер Сява — уже «мимими». Рэпер Фараон — ужас, а рэпер Фейс — уже прямо хорошо (потому что докрутили). От искусственного никогда не тошнит. 

Кадр сериала «Ольга». Фото: © kinopoisk

Актерская игра — это вообще такая вещь, которая специально придумана, чтобы было приятно смотреть. Актер — это такой человек, который всем нравится. А если сценарист напишет ему остроумные шутки, то вообще восторг.


Раньше нам рассказывали про героев «Ольги» в стиле Валерии Гай Германики и других русских Ларри Кларков, озабоченных вопросами морали и нравственности, а теперь выяснилось, что ровно на те же вещи можно смотреть без скорбных заламываний рук, а просто — с нежностью.


Там еще герои этими своими губами постоянно произносят какие-то остроты про Майдан, казаков, «Гейропу», «Единую Россию» и санкционные продукты. Впрочем, в «Физруке» тоже был этот капустник, вплоть до известного письма одного там замглавы УВП АП о том, что «ВВВ не находит это смешным».


Конечно, это ситком, аттракцион. Но он куда точнее и интереснее какого-нибудь пафосного «драмеди», вроде американских «Бесстыдников», — потому что вместо натужных «отношений» здесь чистая стихия социальности. И еще в главной роли — артхаусная актриса с философским образованием.


Если посмотреть рецензии, колонки, блоги и социальные сети, то можно заметить, что русские либералы, помешанные на качественных продуктах и борьбе с занавесками, «Ольгу» в основном хвалят. Ну, ее сложно не хвалить, потому что сериал отличный. Как знать, может быть, со временем низкая бытовая культура и вообще стиль жизни 86% станут таким же модным трендом, как музыка и одежда гопников. Ну или хотя бы над малообеспеченными людьми теперь будут смеяться чуть более добродушно.


Возможно, кто-то сообразит, что это не Ольга завела дело на Кирилла Серебренникова.

Кадр сериала «Ольга». Скриншот © Daily Storm

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...