Российский актер Юра Борисов ворвался в Голливуд и, кажется, не собирается останавливаться. Но действительно ли Запад открыл в нем то, что отечественный зритель заметил еще в «Кентавре» и «Быке»?
Новая роль в фильме «Анора» принесла Борисову не только аплодисменты, но и новые перспективы за границей. Кинокритик BadComedian в интервью Daily Storm отмечает: «На Западе у Борисова пока не было таких глубоких образов, как в российском кино. Но именно это, возможно, и выделяет его среди других».
Вопрос только в одном: останется ли Борисов нашим «золотым орлом» или станет новым амбассадором русского таланта в Голливуде?
— Как вам кажется, почему Юра Борисов выстрелил сейчас на Западе?
— Не знаю, почему выстрелил, но в целом как актер он, по-моему, замечательный. Не скажу, что в «Аноре» Борисов прям затмил всех: мое внимание было больше приковано к его начальнику и коллеге по фильму, представителю армянской диаспоры. Я больше на них смотрел, им отведена более активная роль. Но тем не менее он, по-моему, отлично сыграл. Раньше в отечественном кино, как мне кажется, Юра Борисов лучше себя раскрыл — в «Кентавре», например. Там мне он очень понравился. И в целом у него много знаковых ролей в отечественном кино. На Западе, возможно, не было таких образов, как Игорь в «Аноре». Там он выглядит аутентично, замечательно вписывается в общий нарратив, отличается от других героев этого фильма. По сюжету нет, по-моему, персонажей, близких ему по духу. Возможно, именно поэтому Борисов всем и запомнился и вот так вот выстрелил. Тут только радоваться можно.
— У него, по-вашему, есть реальный шанс стать суперзвездой в США?
— Не знаю, как это работает. Собственно, Борисова в США уже узнают. Думаю, он будет получать какие-то роли. У нас есть пример среди отечественных актеров, это Алексей Серебряков. Он постоянно нет-нет да появится где-нибудь в западном кино. Еще пример — Игорь Жижикин. Если этот список пополнит Юра Борисов и при этом он будет играть в таких инди-фильмах, авторских или в крупнобюджетных, как «Индиана Джонс» с Жижикиным, то будет замечательно. Главное, чтобы в отечественных хороших фильмах тоже играл. Было бы неплохо и там и здесь сниматься. Но это, я думаю, сложится примерно как с Серебряковым: несмотря на то что он на Западе востребован, он востребован и здесь, это отлично.
— Являются ли российские актеры заложниками режиссеров — может быть, менее талантливых? Например, фильм «Союз спасения» получил довольно низкие оценки, а Юра Борисов, сыгравший в нем, вышел на мировую арену.
— Актер — инструмент, а режиссер — непосредственно творец. Он за холстом стоит, у него есть карандаши, кисти, краски — какие-то получше, какие-то похуже. Но в целом вот перед ним холст — и он рисует. Конечно, не только режиссер, еще продюсер, сценарист — стоят и думают, что же сделать. Понятно, что крупный актер с именем может что-то говорить режиссеру, как-то влиять на него, высказывать свои требования. На Западе мы это часто видим, когда именитые актеры влияют на сценарий, влияют на сюжет, подсказывают или отказываются сниматься — и режиссеру приходится под них подстраиваться. Но в большинстве случаев, я думаю, актер — это инструмент в руках режиссера.
— А что вы в целом можете сказать о таланте Юры Борисова?
— В отечественном кино он мне нравился. Опять же, отмечу фильм «Кентавр», там он для меня полноценно раскрылся, сыграл, как мне кажется, хорошо, я его там запомнил. До этого он тоже попадался, блистал, но в «Кентавре» особенно. Отличный отечественный актер. Появляется на экране — я радуюсь. Как зритель я с удовольствием посмотрю какой-нибудь фильм с ним.
Юра Борисов был номинирован на российскую премию «Золотой орел» в 2020 году за лучшую мужскую роль в фильме «Бык» и выиграл ее в 2021-м за участие в фильме «Калашников». Тогда же он вышел на мировую арену: его номинировали на Премию Европейской киноакадемии благодаря роли в кинокартине «Купе номер шесть» финского режиссера Юхо Куосманена. Авторский фильм «Анора», вышедший в 2024-м, принес Борисову целый букет номинаций: это и «Золотой глобус», и Critics’ Choice Awards, и кинопремия «Готэм».