Российский режиссер Игорь Поплаухин получил второе место в конкурсе «Синефондасьон» на Каннском кинофестивале. Выпускник журфака МГУ, студент Московской школы нового кино получил приз за проект «Календарь», короткометражную ленту о поиске свободы. Это третья работа режиссера, снявшего короткометражки «Асфальт» и «22». «Шторм» поговорил с Поплаухиным о картине, разуме, чувствах, Каннах и Санкт-Петербурге.
Интервью дебютанта, получившего серебро в конкурсе студенческого короткометражного кино «Синефондасьон».
Сейчас мы с командой «Календаря» находимся в приятном раздрае, который сменил вечернюю эйфорию. Всю ночь шампанское лилось рекой. Сейчас на Лазурном берегу утро, и мы приходим в себя.
Для нас награда — второе место в конкурсе «Синефондасьон» — стала огромным приятным сюрпризом. Между собой мы делали другие ставки. Очень понравился фильм из Чили (El Verano del Léon Eléctrico, «Лето электрического льва», реж. Диего Кеспендес. — Примеч. «Шторма»), который в итоге и получил первый приз. Также мы болели за черную комедию из Австралии (Dots, «Точки», реж. Эрик Ленартович. — Примеч. «Шторма»).
Наша победа оказалась для меня такой неожиданностью, что вчерашнее награждение застало меня не при параде. До сих пор на фестивальные показы я старался ходить при рубашке, вчера же я решил надеть толстовку. В общем, какой-то неподготовленный вышел за призом! Я позвал к сцене за наградой участников команды, главную актрису Ирину Саликову и моего друга оператора-постановщика Евгения Родина. Этот момент мы запомним на всю жизнь.
Не могу предоставить вам «просмотровку» — поймите правильно, сейчас у запароленного файла был подозрительный всплеск числа загрузок, вероятно, кто-то из ваших коллег недобросовестно распорядился полученным доступом.
Давайте лучше сам расскажу вам о «Календаре» подробнее. Наша героиня отправляется в поездку. Это странное путешествие по городу на разных видах транспорта. Она врет всем, кто ей звонит, о своем настоящем местоположении. Наконец, героиня приезжает в тюрьму. Она ждет свидания с неким мужчиной. Мы видим, что в тюрьме у нее все на мази, так сказать, на подвязе. Ее ждут, проводят окольными путями к месту свидания. К ее визиту готовы. Она оказывается в камере один на один с парнем... Дальше происходит сюжетный твист, который я не буду раскрывать, потому что так не интересно.
Добавлю только, что нашу героиню в обитель несвободы — тюрьму — парадоксальным образом заводят поиски свободы. Она бежит собственной реальности. Семьи. Это кино об эскапизме.
Я и оператор Евгений Родин — чуть ли не единственные москвичи в титрах. Остальные — питерцы, и «Календарь» был снят в Санкт-Петербурге. Мы приехали в город в октябре, и с чистого листа начали собирать команду, проводить кастинги, искать актеров, работников, локации.
Москвичи поехали снимать в Петербург, потому что появилась возможность снять фильм именно там. Известный в отрасли Константин Шавловский, который ранее руководил главным российским изданием о кино, журналом «Сеанс», сейчас возглавляет сеть книжных «Порядок слов». «Порядок» решил, что теперь у него должна появиться студия для поддержки молодых талантов. Московская школа нового кино порекомендовала меня Шавловскому как человека, способного в сжатые сроки — до конца 2017 года — снять фильм.
Узнав, настолько мы ограничены во времени, мы напряглись. Так быстро работать никто из нас не привык. Но поскольку это был шанс и впервые нам давали продюсерские деньги (до того снимали на свои), мы с Женей решили в эту воду войти. Съемочный процесс был сопряжен с огромным числом трудностей. Ведь создание кино не терпит спешки. В конце концов ты должен хорошо знать территорию и людей. Мы всего этого не знали, в Петербурге мы были все же чужаками. Но сгруппировались и сделали.
Отдельно хочется сказать про Санкт-Петербург, где живут очень добрые отзывчивые люди. Буквально с первого дня работы мы ощутили всестороннюю поддержку, интерес и готовность помочь, зачастую безвозмездно — куда-то пустить снимать, например. Да и вписки, где жить, мы нашли очень быстро.
Конечно, для нас каннский приз — это победа. Но прежде всего второе место «Календаря» в таком крупном конкурсе — это шанс, своего рода пропуск в большое кино. Мы познакомились со всеми этими фестивальным людьми, отборщиками. Они нас идентифицируют. Теперь они ждут от нас полнометражный фильм. Надеюсь, дождутся, и наш успех станет отправной точкой будущих свершений.
Сейчас у нас есть два написанных сценария — один мы отправляем на Дебют Минкульта и будем там питчинговать. Евгений Алехин играет роль главного героя — установщика дверей. Второй сценарий про Древнюю Русь — дорогой проект, на который будем собирать деньги у европейских фондов. Также мечтаю снять фильм про последний день жизни Янки Дягилевой.
Не знаю, будем ли мы работать снова с Ириной Саликовой — почему бы и нет? Время покажет! Почему бы и нет. У любого режиссера есть свои любимые актеры. Если судьба снова сведет нас с Алексеем Подольским (он снимался в фильме Поплаухина «22». — Примеч. «Шторма»), я буду просто счастлив.