Администрация президента приостановила работу над проектом закона о культуре, который Владимир Путин поручил написать к 1 июля. Все консультации и обсуждения прекращены до инаугурации президента и роспуска правительства. Об этом «Шторму» рассказал советник президента по культуре Владимир Толстой. По его словам, работать над документом начнут во второй половине мая — совместно с новым кабинетом министров. Что же касается сроков, фактически закон придется написать за два месяца — скорее всего, дедлайн существенно сдвинут.
Между тем деятели культуры тоже заметили, что с ними давно никто не консультируется. Это наводит творцов на мрачные мысли. «Сейчас обсуждения прекратились, ничего не происходит. Я слышал, что пару раз рабочие группы собирались в АП, но никаких расширенных встреч не было», — сказал «Шторму» директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок.
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Шторму», что деятели культуры перестали участвовать в работе над проектом, после того как им вплотную занялось правовое управление администрации президента под руководством Ларисы Брычевой.
Собеседник «Шторма» отметил, что Брычева — это именно тот человек, который «заворачивал» все дружелюбные по отношению к культуре законы: закон о театре, написанный СТД, закон о культуре, подготовленный под руководством Григория Ивлиева. Брычева верит, что все проблемы надо решать на уровне общих законов и избегать любых специализированных кодексов. Вероятно, у нынешнего закона была бы такая же незавидная судьба, как у его предшественников, но сегодня для Брычевой дело осложняется тем, что документ поручил разработать глава государства.
Источник «Шторма» полагает, что Брычева держит сейчас в голове два сценария. Первый (предпочтительный) — вообще не писать никакого закона, а ограничиться несколькими дополнениями к Кодексу о культуре 1992 года и поправками в действующие общие законы, такие как Налоговый кодекс, Гражданский кодекс и прочие. Если отделаться разрозненными поправками не удастся, клерки перейдут к плану Б: в роли специализированного закона о культуре будет выступать все то же слегка модифицированное законодательство о культуре 1992 года — туда просто внесут те новеллы, о которых говорил президент: вывод учреждений культуры из-под действия 44-ФЗ и другие поблажки.
Ни о каком переосмыслении понятия культуры и ее роли в государстве при таком подходе не может быть и речи. Культурных администраторов это, безусловно, огорчает — ведь изначально у того же Владимира Толстого была мысль создать фундаментальный документ, надежно защищающий культуру от враждебных нормативных актов, не учитывающих специфику творческой деятельности.
Отраслевые лоббисты всерьез надеялись, что дума и правительство будут согласовывать законы с творческими союзами, а они сами перестанут оказывать услуги и начнут создавать благо, да и культура из отрасли превратится в то, ради чего государство, собственно говоря, и существует.
«Закон о театре СТД, закон о культуре Ивлиева — насколько я понимаю, администрация президента собиралась свести эти документы в единое целое, обсудить с театральным сообществом и только после этого вносить в Госдуму», — сказал «Шторму» Крок. Специалист по экономике культуры Александр Рубинштейн тоже рассчитывал, что поручение Путина позволит реанимировать текст Ивлиева. Однако, судя по всему, этому не бывать.
Так или иначе, сейчас все равно невозможно нормально работать. Игроки затаились и напряженно гадают, чем закончится майская кадровая встряска и кто займет особняк в Малом Гнездниковском. Вот раздадут портфели и сразу станет понятно, какой закон о культуре нам нужен.
К слову, нынешний Минкульт сразу же дистанцировался от работы над законом. Так, Александр Журавский, вошедший в рабочую группу в качестве представителя ведомства, не имеет ни малейшего представления о ходе работы над документом.
В марте Владимир Мединский объяснял «Шторму», что закон о культуре — политический, а культурное ведомство скорее интересуется техническими, управленческими, организационными моментами. В конце концов культура — это не только Минкульт, но также Минобрнауки, Роспечать и множество других структур. Министр сказал, что со стороны Владимира Путина было очень мудро поручить разработку общего, концептуального закона своей администрации. «Если бы речь шла о том, облагать или не облагать пошлинами ввозимые и вывозимые культурные ценности — тогда да, это был бы наш вопрос», — пояснил Мединский. По его словам, роль министерства сводится к тому, чтобы оценить готовый текст законопроекта и заключить, насколько он вообще исполним и укладывается в рамки ведомственных полномочий.
С одной стороны, звучит разумно. С другой, может быть, активная роль в подготовке проекта уготована какому-нибудь другому министру культуры.