В берлинской Kehrer Galerie сегодня можно увидеть такой снимок: объятый огнем деревянный дом где-то в российской глубинке. Название скромное: «Motherland» (Родина). Там же, под фото, указано имя автора — Данила Ткаченко. На первый взгляд, кадр прекрасен, но мало кто знает, что эту самую родину художник попросту сжег. Вместе со своим другом он приезжал в заброшенные деревушки и ради сиюминутного успеха предавал их огню.
Если честно, представить это невозможно — при каждой попытке перехватает дыхание. Вот они появляются в каком-нибудь глухом местечке. Деловито заходят на крыльцо одного из домов, вскрывают перекошенные двери, сдувают пыль, пытаются понять, кто здесь жил. Рассматривают фотографии старушки в «старомодном ветхом зипуне», сидят на стульях, которые в начале прошлого века мастерил дед, а потом возвращаются на улицу и чиркают зажигалкой. Теперь самое главное поймать кадр! Чтобы было четко. Чтобы сразу на выставку!
«Попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. В какой-то момент я решил расстаться с этим радикальным образом. Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь. Нелогично и неправильно, но я и не претендую на какую-то правильность», — будет рассказывать Ткаченко в одном из интервью. А потом добавит, что в этом даже был какой-то шарм: «Два бородатых чувака на черном джипе с тонированными стеклами приезжают, поджигают и уезжают».
На любителей «трухляшечек» обратили внимание еще в октябре, когда Ткаченко представил итог своей пламенной работы на XII Красноярской музейной биеннале. Но так как автор не рассказывал, где именно делал свои снимки, про эту историю забыли. Сейчас скандал разгорелся с новой силой: внимательные жители Архангельской области разглядели на фото силуэты домов в деревне Кучепалда вблизи старинного Каргополя.
Первым из северян на это преступление обратил внимание пользователей Facebook секретарь попечительского совета фонда сохранения исторического наследия «Император» Владимир Станулевич.
«Стало прибыльно и славно глумиться над традициями народа, провоцируя возмущение людей, потом изображать «пострадавшего за свободу искусства» и получать за это коврижки где-то на Западе. Фотограф Ткаченко так и сделал: перед поездкой на выставку в Берлин спалил деревню, рассказал об этом в СМИ, еще и подвел идеологию расставания с прошлым, мешающим прогрессу, — сжечь».
Станулевич уже поставил в известность губернатора Архангельской области Игоря Орлова, и тот запросил материалы по данному происшествию из СМИ и соцсетей. Сейчас общественник готовит заявления в Генпрокуратуру и МВД. Скорее всего, они будут по статье 167 часть 2 УК РФ «Умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога». Правда, где именно происходили возгорания, еще предстоит выяснить. Появился еще один возможный адрес.
«По некоторым данным, вчера Кучепалду проверил участковый каргопольского РОВД и не обнаружил там свежих пожарищ. Рассматривается версия, что сожженной деревней может быть Березово в Кирилловском районе Вологодской области, — добавил Станулевич. — Есть сравнительные фотографии. Но в любом случае, архангельским властям и правоохранителям надо активнее заниматься профилактикой такого «современного искусства». Например, мне сообщили, что во время проведения Arctic Art Forum 2016 фотограф из Нижнего Новгорода ездил по деревням и был в той самой Кучепалде. Деятель искусства тоже оказался экспериментатором — по заявлениям в СМИ, он обливал заброшенные дома нефтью и гудроном и подсвечивал факелами».
Это — то, что думают в Архангельске. Как отнеслись к этой ситуации в области? После нашего звонка глава м.о. Печниковское Каргопольского района Наталья Горбунова заглянула в интернет, чтобы самой изучить работы художника.
«Мы думаем, что это снято не у нас, — сообщила она «Шторму». — В Кучепалде и правда был пожар, но это произошло еще в мае прошлого года. Кто его устроил, не установили, а причиной могло быть неосторожное обращение с огнем. К тому же снимки Ткаченко сделаны в темное время суток, а в Архангельской области в мае светло даже ночью».
Пока власти и правоохранители пытаются разобраться, где же истина, в интернете продолжает расти волна негодования. Люди уверены: неважно, где именно это произошло. Факт в том, что это было, а беду нельзя делить на свою и чужую.
«Отношение, конечно, резко отрицательное, — рассказал «Шторму» один из жителей Каргополя, решивший не называть свое имя. — Если Ткаченко собрался делать выставку в своей Европе, пусть попробует там сжечь хотя бы один дом или собачью будку с немецкими овчарками. Он будет сидеть за это о-очень долго! Я не против различных направлений в искусстве, но пусть не трогает память людей. Не он создавал эти вещи. Они ему неподвластны! Кто он такой, чтобы решать, какому дому быть, а какому нет? Почему он называет их г…м? О каком этапе, который надо завершить, он говорит?»
А вот по мнению активиста общественного движения «Архнадзор» Андрея Новичкова, поджоги могли совершаться в нескольких местах.
«Общая фотография снята в деревне Березово, — заявил он «Шторму». — В нашем распоряжении есть ее фото до пожара. В одном из домов торчит балка. Такую же балку можно увидеть и на снимках, сделанных Ткаченко. Совпадает и расположение деревьев. Сходство стопроцентное!»
Уверенность Новичкова — результат долгой кропотливой работы.
«Мы установили, что Ткаченко работал не один, а вместе со своим ассистентом, фотографом Александром Барошиным. Тот совершил промах: выложил снимки в Facebook, не запаролив альбом. По этим кадрам мы и проследили передвижение их «команды». Они снимали весь сентябрь и октябрь: жгли, передвигались в новый пункт и жгли дальше. Пару дней назад Барошин пытался поменять дату одного из постов на 2014 год, но при наведении курсора все равно высвечивается 2017-й».
Изучив все материалы, активист обратился в МВД и Генпрокуратуру и призывает всех неравнодушных сделать то же самое.
«Нас обвиняют, что мы занимаемся доносами, но это не так. Для меня этот вопрос — принципиальный: я не хочу смотреть, как погибают деревни», — объяснил он.
Данила Ткаченко родился в столице. Он окончил Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко и в свои 28 лет покорил немало вершин. Его работы участвовали в выставках в Нидерландах и в Великобритании, а снимки публиковались в The Washington Post. Теперь вот взял Берлин, но каким способом, для парня, видимо, неважно. Как неважно и общественное мнение.