Как говорил герой Сергея Довлатова, нажравшийся за полдня до новогодних курантов, «жизнь опережает мечту!». Вот и сейчас: чемпионат мира не успел начаться, а некоторым уже надоел. Это касается не только коллективной Бабы-яги, которой любой инфоповод, длящийся слишком долго, кажется утомительным. Как это ни прискорбно, футбольный хайп влияет на культуру, искусство и ремесла, притом не лучшим образом. Одним прямо или косвенно мешают сами мероприятия праздника футбола, другим изменяет чувство меры, вкуса и здравого смысла.
Минувшие выходные были последней возможностью надышаться нефутбольным воздухом. Надо сказать, концертные промоутеры отработали этот шанс на пятерочку: длинный уикенд начался субботним концертом Franz Ferdinand в клубе Stadium и продолжился четырьмя многодневными музыкальными фестивалями. В Тульской области прошла «Дикая мята», в Москве — «Боль» и Bosco Fresh Fest, в Петербурге — Stereoleto. Плюс к тому 12 июня с сольным московским концертом выступили Cigarettes after Sex.
Это, безусловно, говорит о расцвете фестивального движения, но также и о том, что промоутерам пришлось испытать прямую конкуренцию и толкаться на одной дате локтями — при всей разнице аудиторий. Это как если бы в одну неделю вышли бы «Мстители», «Форсаж» и, к примеру, новый «Бонд». С такими ситуациями изо всех сил борются кинопрокатчики, которым не хочется отбирать друг у друга деньги, которые каждый соберет в полной мере, если их фильмы выйдут по очереди.
Если взглянуть на календарь фестивалей этого лета, то на время чемпионата в нем зияет 30-дневная дырка. Вызвано это, конечно, санкционированным президентским указом мораторием на проведение культурно-массовых мероприятий в стране во время мундиаля. А после него в первые две недели опять пойдет свистопляска, оупены один за другим.
«Боль» и «Мята» собрали хорошо, «Боско» — хуже, и на концерте Franz Ferdinand не было солд-аута. Эксперты, к которым обратился «Шторм», уверены, что в конечном счете недособрали все. Но подсчитать это и даже оценить примерно не представляется возможным.
Конечно, это совсем не значит, что на время чемпионата мы вовсе останемся без open air, наоборот — FIFA организовывает регулярные выступления российских артистов, которые называет Фестивалем болельщика. В Москве он пройдет на многострадальной площадке у МГУ. А открывать чемпионат будет Робби Уильямс, которого за оппортунизм шпыняют на родине. Но все эти выступления бесплатны, каждое согласовано с международной ассоциацией — и, например, продавать билеты на Земфиру она запретила. Как не разрешила и выступление певицы Чичериной: FIFA не понравился ее репертуар. Все претензии необходимо направлять по адресу: Швейцарская Конфедерация, город Цюрих, FIFA-Strasse, 20.
На этом месте министру Мединскому полагалось бы завистливо сглотнуть — у него такого цензурного рычага пока что нет.
Мораторий не распространяется на некоторые мероприятия, в частности на Urals Music Night в Екатеринбурге, где одновременно 2000 музыкантов сыграют на 110 сценах. Но это исключение: как пояснила пресс-атташе фестиваля Светлана Рычкова, у них есть на этот счет постановление правительства Свердловской области. «Мы смогли! Потому что в Екате последний матч будет 27 июня, а мы — 29 июня, — уточняет Рычкова. — Надеюсь, даже дождь между нами пройдет». Впрочем, это тоже бесплатный фестиваль.
К сожалению (на самом деле, к счастью, но не в этом случае), тоталитарная монополия FIFA не распространяется на творчество. Поэтому к фестивалю многие артисты позволили себе не сдержаться и выпустить свои песни. Над «Чингисханом» — Малининым все посмеялись, а вот, к примеру, как ждет мундиаля группа КняZZ, в известном смысле — наследники группы «Король и Шут»:
Среди посетителей кинотеатров футбольных фанатов всего 3-5%. Так что вроде бы между чемпионатом и кинематографом никакой связи. Но это не совсем так.
Из-за ЧМ-2018 с последней недели июня на апрель был перенесен легендарный ММКФ, краса и гордость российского кино и жемчужина среди кинофестивалей. Работа была скомкана, и у организаторов добавилось седых волос в их и без того белых шевелюрах.
«С точки зрения организации были трудности, не все из них мы даже преодолели. Впрочем, большинство их были вызваны не тем, что фестиваль был в принципе сдвинут на два месяца, а тем, что мало времени оставалось на подготовку», — вспоминает программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. Были и объективные проблемы. Из-за ускоренной подготовки отборщикам не довелось доехать до фестиваля Sundance, который позволяет разнообразить программу. За бортом осталась и Tribeca, которая в этом году совпала по времени с ММКФ.
«Перенос, естественно, осложнил нашу работу. Но что меня удивило — в кои-то веки были очень хорошие отзывы в прессе о фестивале и о конкурсной программе, так что с точки зрения общественного резонанса он прошел не хуже, а лучше. С чем это связано, мне объяснить трудно», — резюмирует кинокритик.
За правами FIFA зорко следят не только их юристы, но и наши полицейские. История полицейской провокации против казанской кукольницы у всех на слуху. Впрочем, после убийства в ОВД «Дальний» у казанской полиции репутация вообще так себе. К слову, именно в Казани жители впервые обратили внимание на замечательный сувенир «Матрешка со свистком», выражающий вековые претензии болельщиков к судейскому корпусу.
На улицах меж тем вакханалия — образ чемпионата используют даже лоточники, продающие вареную кукурузу под лозунгом «Месси, Неймар и Гаттузо без ума от кукурузы». Во-первых, это наверняка не так. Во-вторых, Дженнаро Иван Гаттузо завершил игру за сборную в 2010 году, а итальянская Скуадра Адзурра в 2018 году до России вовсе не доехала. Правда, по заявлениям, Гаттузо, как нынешний тренер ФК «Милан», все же доберется до наших изумрудных газонов, но все равно же не в рифму!
А вот так предприниматели Санкт-Петербурга встречают мундиаль:
В магазине «АртСексБутик» нам отказались комментировать неиллюзорное нарушение авторских прав швейцарцев на Забиваку, так как это будет «слишком провокативно» (!).
А вот Александр Эльзессер, глава компании Heart of Moscow, выпускающей сувениры, решил с самого начало оставаться строго в рамках закона. Вместе с художником Дмитрием Пантюшиным он сделал серию «Футбол Москва 18» с реверансом в сторону советского дизайна: шарфы, кружки и в первую очередь значки, которыми вообще славится Heart of Moscow.
«На вопрос, можем ли мы использовать эти обозначения («футбол», «Москва» и «18»), юристы нам однозначно ответили — можем, потому что Гражданским кодексом запрещена регистрация таких товарных знаков, а значит, их можно, разумеется, использовать без ограничений», — вспоминает Александр.
Однако спустя несколько месяцев работы, накануне выпуска серии, предпринимателям стало известно, что «вопреки логике, здравому смыслу и, вообще-то, законодательству, специально для FIFA было сделано исключение, и они стали правообладателями словосочетания «Москва 2018».
В итоге коллекция не поступит в продажу, ее нельзя рекламировать и даже дарить. Это при том, что в центре внимания коллекции — не столько спорт, сколько местный патриотизм.
Издержки на подготовку проекта составили порядка миллиона рублей, сообщил нам Эльзессер, считающий ситуацию несправедливой. «Если говорить об издержках, то они не только материальные, но и моральные — мы очень старались сделать красивую качественную серию и потратили на нее несколько месяцев работы. На мой взгляд, имеет место злоупотребление авторским правом и гостеприимством. Будем ждать, пока снимут ограничение на использование зарегистрированного товарного знака «Москва 2018». Вопрос только в том, сколько это займет времени».
Мудрее поступила фирма Mother Russia, которая сделала принт для футболок про города, принимающие чемпионат, с образами волка, но так, что комар носа не подточит. Волчки там такие, что хочется сказать: «Какой чемпионат, такой и Забивака».