Сенатора Людмилу Нарусову недавно шокировала цена в 800 долларов за билет в Большой театр. Гендиректор ГАБТ Владимир Урин объяснил ей, что официальные цены редко поднимаются выше 15 тысяч рублей, ну а у спекулянтов цены могут быть вообще любыми. Однако недавний скандал с Анной Нетребко показал, что организаторы музыкальных ивентов порой и сами неплохо справляются с задачей по отсечению малообеспеченной публики от высокой культуры.
Искусство — богатым? Ситуация на концертном рынке в России кажется нездоровой очень многим. Так, специалист по экономике культуры Александр Рубинштейн выпустил целый доклад, где индустрия исполнительских искусств оценивалась как самая отсталая из отраслей. Можно рисовать графики и применять сложные экономические модели, но рядовой потребитель в любом случае просто округляет глаза и задает один вопрос «Почему. Так. Дорого». «Шторм» разобрался, что не так с концертами и удастся ли небогатым любителям музыки выбраться из той дыры, в которой они оказались.
Скандал по поводу цен на концерт оперной певицы Анны Нетребко с ее мужем Юсифом Эйвазовым подпалил чердак коллективному Луначарскому отечественных интернетов. Стоимость билетов доходила до 170-180 тысяч рублей, чем возмущались даже люди, которые в слове опера ударение привыкли ставить на последний слог. Сообщалось, что за места в амфитеатре ломят 90 тысяч, а под конец продаж билеты продавались за 132 тысячи рублей. Это официально. Цены у спекулянтов и откровенных мошенников, продававших фальшивые билеты, были любыми.
Дороговизна стульев для трудящихся налицо. Даже по сравнению с Королевским Альберт-холлом, где звездная пара будет выступать 23 мая 2018. Там, конечно, тоже есть места по 2100 и даже 4200 фунтов, но их мало, а цена основной массы билетов колеблется в пределах от 68 до 257 фунтов (5500-20500 рублей). Дорого, но с поправкой на общую дороговизну британской столицы — по-божески. Такая же картина и в других городах мира, включая Нью-Йорк, где в Метрополитен-опера билеты на «Тоску» продаются и вовсе от 38 долларов.
Скандал развивался до тех пор, пока сама Нетребко не разразилась постом, о том, что ее такая ценовая политика в Москве вовсе не устраивает. «Уважаемые устроители концертов! — написала оперная дива в своем Instagram. — Менеджеры и перекупщики — если я еще раз услышу, что цены на мои концерты зашкаливают 100 000 рублей — я просто не приеду больше... всем спасибо!» Пост был вскоре удален.
Объяснения экспертов по поводу того, почему концерт Нетребко стоил так дорого, сводятся к тому, что зал КЗ имени Чайковского маленький, всего на 1 400 человек (против 5 700 в том же Альберт-холле), а затраты высокие: все же выступали оперные звезды первой величины в сопровождении Национального филармонического оркестра под управлением Спивакова.
Источник в сфере коммерческой академической музыки рассказал «Шторму», что случай с концертом седьмого числа беспрецедентный, в чем-то даже возмутительный, но логичный.«Пока лошадь везет, надо ехать, — считает он. — Ребята прекрасно наварились, а что в зал не попали настоящие ценители оперы — ну, бывает». По его словам, для публики, которая была на концерте это событие не из мира музыки, а из мира понтов.
«Чо ты, блин, знаешь о высшем обществе? Эту вот херню только бабки нищебродские слушают!» — полагала героиня клипа «Ленинграда» «Сумка», повелев заменить скрипичный квартет диджеем. Она, конечно, права лишь отчасти: на суперзвезд есть, как минимум, две аудитории: те, кто любят оперу и вообще классическую музыку, для чего ходят слушать любимых артистов в Консерваторию, и те, кто ходят вести светскую жизнь в Барвиха Luxury Village. Классика для них — потребление напоказ, демонстрация статуса. «Если учитывать, что опера — самое понтоемкое, что есть в академической музыке, а Нетребко — суперзвезда и топчик, неудивительно, что все состоятельные граждане захотели приобщиться, — добавляет наш эксперт. — Шишек с Рублевки высокая цена только приманивала». Понятно, что с продолжением продаж билеты дорожают, но не настолько же!
В России устоялось мнение, будто билетные цены, особенно на выступления гастролеров, у нас завышены относительно мировых. На дороговизну концертов сетуют москвичи и жители Петербурга, в провинции же и приуныть не с чего — до них, как до неплатежеспособных вообще никто не доезжает.
Промоутер Андрей Клюкин, основатель фестиваля «Дикая мята» рассказал об экономике билета. Суть такова. У артиста есть уровень гонораров, за которые он согласен выступать. Промоутер делает ему предложение, попутно представляя себе качество и количество аудитории, и конечную цену билетов. Она должна включать в себя гонорар, арендную плату, маркетинговые расходы и хлебушек промоутеру, но быть достаточно низкой, чтобы билеты все-таки раскупили. Артисту, владельцу и рекламщикам все равно приходится платить, да еще и заранее, а вот свою маржу промоутер определяет себе сам. Иногда помогают спонсоры, их деньги оставляют место для маневра в ценовой политике.
Рыночный закон не дает артистам ломить на каких-то площадках цены выше обычного. Так как промоутеры просто откажутся от сотрудничества. По той же причине промоутер не может заявить приглянувшуюся стоимость билета. «Завышенные цены у нас бывают, конечно, хоть и редко. Но уверенно могу сказать, что это это делают горе-промоутеры от жадности и недальновидности — говорит Клюкин. — Бывает так, что один договорится привести звезду, заломит большую цену, а потом скрывается от долгов».
Работают рыночные законы и в обратную сторону. Если промоутер уверен, что раскупят билеты даже по 150 000, он ни секунды не станет колебаться, а будет продавать их именно по 150 000. На этом строится работа спекулянтов — они умудряются достать по номиналу дефицитные билеты и перепродать с максимальной для себя маржой. За это им придумывают обидные клички вроде «барыги» или «кровопийцы».
Ни одного артиста не будет парить стоимость входного билета с уже полученными гонорарами в кармане. А под высокими издержками концерта Нетребко имелись в виду как раз они.
Анну Нетребко называют самым высокооплачиваемым исполнителем России вообще, а не только среди оперных певиц: если верить Forbes, то ее годовой доход достигает 7,5 миллиона долларов, и она обгоняет по этому показателю даже попсу вроде Киркорова. Сама певица в этом не признается, называя выкладки «форбсов» смешными, хотя ее ценник на корпоративные выступления перед Новым годом традиционно оценивают в 250-750 тысяч долларов за выход при максимальной загруженности до десяти концертов в месяц.
Если вспомнить сообщения, будто все контракты Анны ведет муж Юсиф Эйвазов, что именно он в курирует организацию всех ее кассовых выступлений, многое становится ясным.
Вот как это делают западные поп-исполнители. В этом году в тур «Reputation» отправляется Тейлор Свифт. Продажи для разных регионов стартовали в ноябре-декабре 2017, так что их можно было покупать качестве подарков к Рождеству. Однако при виде ценника по всей планете поклонники-тинейджеры и их родители растеряли все праздничное настроение. Оказалось, что цены на билеты «Reputation Tour» в два-три раза выше, чем были на таких же гастролях «1989» 2015 года и «Red Tour» 2013. Например, цена на худшие места на Уэмбли стартуют от 84 фунтов, более-менее приличные — от 137. Это при том, что концерты нового турне планируется проводить на сопоставимых или больших по вместимости стадионах. Тот же Уэмбли — самый крупный стадион Англии, вмещает 90 000 человек, а концерт Red Tour в Лондоне проходил на O2 Arena, почти вчетверо меньшей.
Издержки каждого шоу Свифт, по ее собственным заявлениям, превышают 1,5 миллиона долларов — все уходит на фейерверки, механическую сцену, экраны и прочее. Поэтому так дорого. Но это не объясняет чудовищной системы предзаказа билетов «Проверенный фанат». Чтобы «продвинуться вперед очереди» для лучшего выбора билетов в раннем доступе, нужно было покупать мерч певицы, вроде альбома Reputation, футболок, носков, колец и прочего. Многие из тех, кто озаботился местом на стадии предпродажи, выяснили потом, что здорово переплатили или выбрали далеко не лучшие места. В итоге места на концерты «Reputation» распродавались несколько недель в то время как билеты на концерты предыдущего тура разошлись в течение нескольких дней. По мнению экспертов, это серьезный признак излишней дороговизны билетов.
Сравнивать Нетребко со Свифт проблематично, но главное отличие налицо: американка повысила цены во всем мире одновременно втрое относительно предыдущего тура, а билеты на Нетребко выросли в шестьдесят раз в рамках одного концерта: сообщалось, что места на выступление оперной дивы шли поначалу за 2500. В общем 35-45 евро за выступление — это нормальная при прочих равных цена в танцпартер хорошего иностранного поп-исполнителя в зале на 4-8 тысяч человек. К примеру, за эти деньги можно было 13 февраля посетить выступление группы Kraftwerk в Кремле, правда, если билет был куплен заранее. За ту же примерно сумму в июне можно сходить на Franz Ferdinand в московский клуб Stadium — их турне в поддержку нового альбома Always Ascending началось в феврале. Столько же просят в Париже, Варшаве и Цюрихе: в единой валюте цены колеблются в пределах от 35 до 65 евро.
Лет десять назад мир российского концертного завсегдатая казался прекрасным и удивительным, и московско-питерский концертный рынок, казалось, окончательно окреп и возмужал — в нас поверил иностранный артист, посещаемость была высоченная, как и выбор исполнителей. Сейчас уже трудно поверить в такой дневник филофониста: вчера в «Икре» играл Дэвид Тибет, сегодня в «16 тоннах» Crystal Castles, а завтра на фестивале — Explosions in the sky. А через неделю — Питер Догерти с акустикой. Или что попроще — к примеру, в 2007 году Б1 Maximum первое время после открытия предлагал студентам 50-процентную скидку на билеты.
Спонсорство табачных и алкогольных компаний помогало устраивать масштабные инди-фестивали с западными полузвездами и звездочками. Политика просвещенного абсолютизма привозила в Пермь и Казань артистов, не игравших до того в Москве и Питере.
Известные события 2014 года обрушили курс рубля к доллару и евро. Прежние валютные гонорары, вернее, их доля в цене билета, выросли вдвое. Да и самим россиянам стало особенно не до развлечений, покупательная способность населения в этом сегменте снижалась с опережением. Это ощутимо отбросило рынок «привозов» назад. К тем условиям, когда промоутеру, да и публике было не до экспериментов. Если уж браться за гастроли, то за верняк, масштабный, требующий больших вложений, но точно окупающийся — вроде Depeche Mode или Deep Purple. Дефицит концертов, конечно, увеличивает ажиотаж.
При этом западным звездам в России особенно делать нечего. Больше двух концертов тут не дать, эффект от выступления не самый большой — с точки зрения продаж для большого артиста россияне не слишком обеспеченный рынок. При этом в график турне Россию не включить: даже для выступления в Москве и Петербурге приходится делать крюк. Для артистов, везущих не просто концерт, а шоу с килотоннами оборудования, это может означать неделю потраченного времени для одного концерта. Исключение составляют разве что Rammstein или упомянутые Deep Purple с Depeche Mode, которые готовы здесь выступать часто. Но таких групп мало, они выступают раз в квартал на стадионах и в ледовых дворцах.
Кому-то на Западе запали в душу гламурные вечеринки нулевых с большими чувствами, широкими жестами и нефтедолларовыми гонорарами, поэтому на меньшее в России они не согласны. Клюкин утверждает, что драки за артиста и дату по-прежнему в ходу у промоутеров. Речь идет о знаменитых аукционах «Пан или пропал»: первый организатор предлагает музыканту миллионный гонорар, второй — 1,5 миллиона, третий — 2 миллиона и так далее. Фактически бизнесмены портят себе самим жизнь — впрочем, по слухам, рынок цивилизуется, и только люди, у которых денег по-прежнему куры не клюют, продолжают гадить себе и окружающим.
Тем не менее, Клюкин считает, что концертный рынок потихоньку выходит из кризиса, по крайней мере, фестивальный сегмент — при этом абсолютно не связанный со статусным. «Все меньше людей хочет развлекаться перед телевизором, на фестивали ездит регулярно куча людей — и это никак не связано с ростом благосостояния за последний год. Скорее — с переменами в головах», — полагает промоутер.
Впрочем, и гастролеров становится все больше — в качестве примера он приводит фестиваль ParkLive, который организует агентство «Мельница». В этом году хедлайнерами трехдневного оупена станут Девид Гетта, Massive Attack и Gorillaz. Абонемент на три дня стоит восемь тысяч рублей. Вполне по-божески. 2000 рублей сейчас, до объявления лайнапа, стоят билеты на Пикник «Афиши». Стоит сходить, как и на прочие концерты — хотя бы, чтобы у промоутеров снова появились денежки. Наши честные деньги от продажи нам же билетов. Чтобы потом привезли не артиста с местами по 150 000, достойного лишь чистой публики во главе с Иосифом Пригожиным и Валерией. А что-нибудь для нас. Мы хотим танцевать. А искусство должно принадлежать народу.