У каждой эпохи свои песни, свои герои и свой надрыв. Если 80-е — это Цой и «ДДТ», 90-е — декадентски-усталая «Агата Кристи», то нулевые и 10-е — целая россыпь ничем не примечательных рэперов, исполняющих такие же непримечательные песни: клубные, фоновые, чаще всего без смысла, лишь бы в рифму. А чем запомнятся 20-е? Пока, говорит психиатр и нарколог Василий Шуров, только своими упадочными настроениями. Какую вещь ни возьми — кругом реки слез (и не только девчачьих), разочарования и всевозможные зависимости. Но давайте по порядку. Сегодня анализируем «Ленинград», Cream Soda & Хлеб и «Машину времени»!
Cream Soda & Хлеб, «Плачу на техно»
С песней «Плачу на техно» все понятно. Она про изоляцию и отмененные вечеринки. Композиция исполняется от лица молодого человека, который пребывает в такой серьезной реактивной депрессии, что не может уснуть и постоянно возвращается в те места, где когда-то был с девушкой, и, судя по всему, все эти воспоминания напрямую связаны с употреблением психостимуляторов и эмпатогенов.
Почему? Потому что ничего другого героям толком-то и не вспоминается! «Ты же был лишь моим, лишь моим, и мы вместе мечтали купить что-то в Кузнецком мосту»... Что-то! То есть либо все настолько поверхностно, что никто даже не может сказать, что, либо речь идет о веществах и желании продолжить эту вечеринку, просто об этом не принято говорить вслух.
Читаем дальше — и опять та же история! Парень продолжает плакать, слезы льются рекой. Непонятно: то ли ему действительно так плохо, то ли это рикошет после психостимуляторов и дисбаланс нейромедиаторов в мозгу. Но, как я уже говорил, скорее второе: никогда не поверю в то, что можно так сильно залипнуть на какой-то наркоманской техновечеринке, а потом страдать целый год! Интересный момент: человек мучается, но при этом в тексте продолжают упоминаться названия брендов. Тут и Nike, и Vans, и даже совершенно наглая реклама жилого квартала. Короче, очередной привет обществу потребления!
Теперь моя интерпретация как специалиста: пацану пора к психиатру или психотерапевту! Если девушка, судя по всему, была опытная и после употребления веществ ее быстро отпустило, то он все страдает, ходит по клубам и мечтает повторить. Придумал себе какую-то великую любовь и мучается! С другой стороны, вся эта лирика прекрасно заходит, ведь почти у каждого из нас есть свой негативный опыт построения отношений. Все мы искали и страдали, поэтому эта тема всегда востребована и повторяется чуть ли не в каждой второй песне.
«Ленинград», i_$uss
Группа «Ленинград». Песня «i_$uss». Я думаю, что это гениально — интерпретировать ее именно психиатру и наркологу. Чего стоит строчка «Ты был прекрасен, как Иисус»! Особенно если вспомнить, что у Шнура он предстает в виде продукта Apple, а имя Христа пишется со знаком доллара. Ну понятно: вера у нас уже давно заменена обществом потребления, а обладание продукцией Apple и красивая жизнь в Instagram воспринимаются как еще один критерий жизненного успеха. Люди этого желают, люди к этому стремятся. Может, даже намного больше, чем к загробной жизни в Средние века!
Что сказать про сам клип... По сценарию, в нем развиваются сразу две параллельные истории. Одна — про дальнобойщика на фуре с рекламной надписью Svetprivet, которая сразу настраивает на то, что впереди будет очень много света и приключений. Вторая — про подруг, употребляющих ЛСД*. Одна из них, вероятно, совсем неопытная, потому что наивно спрашивает: «А скоро попрет?» «Попрет, попрет, — отвечают ей. — Ты только верь!» После чего у нее начинаются религиозные видения.
Могу предположить, что девушка из верующей семьи. Об этом говорит и то, что в какой-то момент в кадре появляются и ее родители, и просто огромное количество библейских образов. Ягнята, яблоки, вино... Даже фраза «Встань и иди» (помните историю Лазаря?) — все это о том, что она очень хорошо знает эту тему!
Вообще, употребление ЛСД* и правда подразумевает, что человек может пережить свой фантазийный опыт в реале. То есть если девушка была очень сильно фиксирована на религии и ей нравился образ Христа, то ее может накрыть так, что мало не покажется. Что и происходит — обратите внимание на ее расширенные зрачки! Затем начинается активация симпатоадреналовой системы... И понеслось! Ну и как апогей — непорочное зачатие, после которого она рожает iPad со страницей в Instagram. Это такой стеб: настоящего Иисуса нет, но вот вам то, что его прекрасно заменит. Сказать честно, я бы даже показывал этот клип студентам-наркологам, чтобы они понимали, как может протекать галлюцинаторный психоз у религиозных людей, которым впервые в жизни дали попробовать ЛСД*!
«Машина времени», «То, что всегда с тобой»
С Макаревичем все обычно: он и раньше был склонен к серьезным философским текстам. А «То, что всегда с тобой» — это как раз про наш внутренний мир. Про душу, которую нельзя отнять.
Итак, первая строка: «Врут, что меня списали с моего корабля, жаль, что кто-то поверил в подобный бред...» Тут понятно: музыкант давно отошел от активной концертной деятельности и объясняет это тем, что пора бы и успокоиться. Он много чего видел, много чего испытал, все попробовал, а теперь считает, что все это было не так уж и важно.
Читаем дальше: «Видеть в звериных харях подобье лиц, слышать в молчанье толпы голоса людей и замечать, как мало осталось птиц, и понимать, как мало осталось дней». И вот в этих строчках уже сквозит самое настоящее разочарование! Человек ясно понимает, что времени все меньше и меньше, и ничего нового он уже не найдет. Пора возвращаться к себе настоящему.
«Дети пепси манят фанты, капитаны делят гранты» — мне кажется, здесь он обращается к сегодняшнему дню. «Фанты» — это про криптовалюту. Этим словом он как бы обесценивает все материальное. А «капитаны» — про политиков. Так можно сказать и про власть, а можно и про оппозицию, которая сидит на грантах и не заинтересована в каких-либо изменениях. Ее цель — личное обогащение. Однако лично меня больше зацепила фраза «Аватары ищут пары». Вопрос в том, как их можно искать, если аватар — это вторая сущность? Да... Любопытно.
Еще одна такая же интересная фраза: «Сахарный песок Сахары засыпает мой неумный дом». Попробуем проанализировать. Кого у нас засыпают? Правильно: тех, кто умер. Но здесь скорее опять про время. Про то, что все движется к финалу, и это не изменить.
«Я спускался по сходням, и я уже знал ответ. И это не там, где покой, и не там, где боль. Место, где свет, не море, не остров, не песня, которой нет. Место, где свет, — это то, что всегда с тобой!» Вот и оно, то самое возвращение к своему внутреннему миру и ценностям, которые не зависят ни от какой внешней референции! Артист откровенно обесценивает происходящее, стебется над поколением пепси, а потом заявляет: «В королевском дворце культуры выдают кренделя и мед только тем, кто полезные песни народу поет!» И это уже о полном разочаровании как в признании со стороны людей, так и в признании со стороны властей. Как к нему относятся, ему уже все равно!
Что сказать в целом? Для завещания еще рано, но как некий итог, как отчет — вполне. Гребенщиков, кстати, уже это пережил, теперь вот — Андрей Вадимович. А вообще, хороший такой, философский и очень серьезный текст. Мне нравится, и я по-человечески понимаю, что он реально устал. Все четко, все понятно, все обоснованно. Я рад, что он пришел к согласию с самим собой, ни перед кем не заискивает и не нуждается ни в чьем признании! Однако при всем своем разочаровании он не пассивен. Он активен. Он эктор. Он действует. Молодец. Красавчик!
*ЛСД — психоактивное вещество, запрещено к обороту на территории РФ, употребление наркотиков наносит вред здоровью.