St
Куратор выставки «Путин — мем»: Здесь все ужасно, у меня каждая работа вызывает боль
Анонимные телеграмеры устроили сходочку в честь дня рождения Владимира Путина

Куратор выставки «Путин — мем»: Здесь все ужасно, у меня каждая работа вызывает боль

Анонимные телеграмеры устроили сходочку в честь дня рождения Владимира Путина

Сегодня с утра очень хотелось посмотреть произведения саудовского современного искусства. Насладиться новым видео-артом Сары Абу Абдуллы, инсталляциями Махи Маллух, объектами Абдулнасера Гарема и другими работами, выставленными в Новом Манеже. Я уже ехал в метро по зеленой ветке, когда в моей френдленте всплыл анонс выставки «Путин — мем». Плюнул на арабов и вышел на «Тверской».


Мероприятие проходило в коворкинге «Дом поэтов». Раньше там жила Марина Цветаева, а теперь проходят семинары, тренинги и выставки про Путина. Telegram истерично предупреждал гостей, что на выставке работает ФСО, что для стотысячной очереди организована полевая кухня, что в аккредитации могут отказать без объяснения причин. Таким способом организаторы пытались донести до москвичей мысль о том, что несмотря на дождь, холод, пронзительный ветер и середину рабочего дня им вовсе не надо смотреть мемы про Путина в интернете, сидя в теплом офисном кресле, а надо, напротив, мчать в коворкинг Марины Цветаевой, чтобы посмотреть на мемы в распечатанном виде.


В подвальном помещении при тусклом освещении бродят по кругу журналисты и блогеры. В одном углу — питерский художник Шаманов в оранжевых носках и Станислав «Русское будущее» Куприянов. В другом углу, за столом сидит блогер Ортега в маске Ельцина. В третьем углу интересные футболки с изображениями Путина в стиле Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. По замыслу организаторов, подобная одежда должна «маркировать носителя как современного, остроумного человека». В четвертом углу — «винишко». Казалось бы, после акции Полины Музыки к подобным угощениям на вернисажах посетители должны относиться настороженно, но нет — разбирают за милую душу.


undefined
Фото: © Daily Storm/Антон Котенев

С потолка свисают веревочки, к ним прикреплены смешные картинки с Путиным, Трампом, Навальным и Стрелковым. Каждую картинку в духе гипсового века сопровождает подпись а-ля «Данное изображение иронически отсылает к бла-бла-бла». В конечном счете все аллюзии и реминисценции сводятся к тому, что Путин — великий. Авторы показывают величие Путина и в то же время смеются над собой, в то же время показывают и в то же время смеются. Ну, знаете. Даже в гомоэротической ипостаси ковбоя из «Горбатой горы» Путин оказывается активным партнером. В пояснительной записке к работе кураторы, следуя эллинам, полинезийцам и пацанам, наделяют активную позицию в сексе благородным, солнечным смыслом. Организаторам важно показать, что в любом союзе Путин будет олицетворять фаллическое, творческое, мужское начало.


Ах да, в четвертом углу раздают какого-то злого подростка, навалявшего поэму про Путина. Мужчину зовут Алексей Эверестов, и пишет он примерно такое:


Мы не хотим завоевать,

Отнять, разграбить и разрушить.

Мы сохранили нашу душу,

Не для того чтоб потерять.

Удел России — встать стеной

За тех, кто всех иных слабее,

Сказать зачинщику: «Не смеешь

Так поступать ты, ну-ка стой!»


И такого — 50 страниц. Я подобное последний раз лет восемь назад видел — в смысле, чтобы взрослый человек называл себя подростком. Так Петя Косово делал, антифашист, автор книги «Исход».


undefined
Фото: © Daily Storm/Антон Котенев

Все повторяют байку о том, что выставку сделали какие-то другие люди, а Шаманов, Куприянов, Ортега и Кристина Потупчик оказались здесь по чистой случайности. Работы выполнили неизвестные самородки, развесил — тоже не пойми кто. «Никакой я не куратор! — сказал мне Шаманов. — Эта выставка просто ужасная, я вообще не понимаю, кто так расставляет экспонаты. Мне здесь каждая работа причиняет боль!»


Ортега тоже заметил, что с его талантами говорить о нем как об организаторе смешно. Все знают, что он даже сам себя не может организовать. «А ты же здесь какие-то клоунские репризы показываешь, да?» — говорю, указывая на маску. «Ага», — с удовольствием отвечает Ортега, натягивает маску Ельцина и исполняет короткий танцевальный номер в стиле Пахома.


Шаманов, явно наслаждаясь модуляциями своего голоса, рассказывает журналистам о дискурсе и нарративе. «Вот раздражают такие люди, которые с умным видом рассуждают о непонятных вещах!» — бросает какой-то юноша рядом со мной. Ястребом кидаюсь к нему с диктофоном, ведь это самый настоящий житель, москвич, посетитель, а не дурацкий журналист. Юноша, впрочем, оказался функционером ПАРНАСа. Ну да, конечно, кто еще в середине рабочего дня пойдет в дом Цветаевой смотреть картинки, скачанные из интернета.


undefined
Фото: © Daily Storm/Антон Котенев

Вообще, ДР Путина традиционно был поводом напомнить о себе для довольно узнаваемого пула молодых креативщиков круга Кристины Потупчик и пары рекламных агентств. Тот же Каленик-Шляхтич («Человек-Грызлов», «СуперПутин») каждый год придумывает новый способ выразить президенту уважение (это такое специальное слово — «уважение» —  в 2012 году придумали, когда «современному и остроумному» молодому человеку было крайне трудно «поддерживать» Путина).


Сейчас вся эта группа, жестко выступающая против пархомбюро, антиювенальщиков, православных, Поклонской, Милонова, Роскомнадзора и Алексея Навального, не просто переселилась в Telegram, но еще и беспрерывно его рекламирует. «Telegram — это интеллектуальная тусовка, как ЖЖ первой половины нулевых, не то что все эти «Одноклассники» с «Фейсбуком», — говорит Шаманов.


Если Telegram — это ЖЖ, то выставка про Путина — типичная «сходочка», или как там наши мамы и папы называли дружеские встречи с развиртуализацией.


Ну, что тут скажешь? Превед, медвед!


Фото: © GLOBAL LOOK press