Лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров осудил директора питерской гимназии №168, которая уволила одну из своих сотрудниц за чтение Даниила Хармса и Александра Введенского. На стихи последнего у него записан целый альбом, и даже интересно, где там какая крамола и на каком основании Введенский оказался «врагом народа» и «пособником фашизма»? Глупость, говорит он, такого просто не может быть.
Декабрь 2021 года. Пока страна отмечает годовщину Битвы под Москвой и учителям настоятельно рекомендуется включать в план мероприятий что-нибудь патриотическое, педагог Серафима Сапрыкина решает немножко покреативить и познакомить десятиклассников с творчеством репрессированных поэтов.
После чего, как утверждает Сапрыкина, руководство учебного заведения собирает экстренное совещание и обрушивается на нее с критикой. Мол, грустноватенькие какие-то темы... Не для детей! И вообще, что Хармс, что Введенский были схвачены и «умучены» вполне себе по заслугам, поэтому их стихи можно обсуждать только на «ваших богемных кухнях». Однако после поднятой шумихи в прессе директор гимназии Светлана Лебедева заявила, что преподаватель не согласовала учебный план, и ни о каких «врагах народа» речи даже и не шло.
«Как их назвали? Врагами народа? — удивляется в беседе с Daily Storm Леонид Федоров. — Мне кажется, что это какой-то бред! Увольнять надо таких директрис — и все, честное слово! Пусть занимается чем-нибудь другим, а не русской поэзией!»
По словам артиста, Введенский подкупает не только своей необычностью, но и глубиной. Взять стихотворение «Элегия», которое будучи положенным на музыку, завершает его сольный альбом «Весна». Эти строчки — «настоящие», говорит он. Они — про жизнь!
«И, конечно, я знаком не только с творчеством... — добавляет Федоров, — но и с фактами из его биографии, и в них нет ничего крамольного. В свое время я даже подружился с его пасынком, и знаю много чего такого, чего не знают другие!»
Поэты-обэриуты Александр Введенский и Даниил Хармс проходили по делу о создании антисоветской группировки литераторов в детском отделе Госиздата еще в начале 30-х, но тогда отделались лишь тюремными заключениями и временной высылкой из Ленинграда. Однако спустя 10 лет, в 1941-м, их снова задержали и бросили в застенки.
Хармса обвиняли в распространении «клеветнических и пораженческих настроений» — по словам доносчиков, он не стесняясь заявлял, что во время уличных боев будет стрелять не в фашистов, а в своих — и на этот раз ему было не выкарабкаться. Поэт умер в тюремной больнице во время блокады Ленинграда. А Александра Введенского арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации и пытались этапировать в Казань. Пытались — потому что до места назначения он уже не доехал, скончавшись прямо в везущем его эшелоне. Как и его коллега, драматург был реабилитирован только в начале 60-х.
Кстати, помимо Леонида Федорова к творчеству Введенского обращались и другие известные музыканты. Например, украинская группа Dakh Daughters, записавшая песню «Зверь-сорока», и основатель группы «Гражданская оборона» Егор Летов. Музыкант настолько влюбился в его стихи, что посвятил ему песню «Ночь» с альбома «Прыг-скок».
Повлиял ли на кого-нибудь Хармс, уже не обсуждается. Им вдохновлялись и молодой БГ, и группа НОМ, и фронтмен «Наутилуса Помпилиуса» Вячеслав Бутусов. В свое время он даже принимал участие в создании музыкальной программы «Хармс FM».