St
«Мстители» отомстят за просевший российский кинопрокат
Почему государственная защита некоторых российских фильмов вредит сразу всем российским кинотеатрам

«Мстители» отомстят за просевший российский кинопрокат

Почему государственная защита некоторых российских фильмов вредит сразу всем российским кинотеатрам

Фото: © flickr.com/Franz Xaver
Фото: © flickr.com/Franz Xaver

В апреле сборы российского кинопроката сократились на треть. По разным данным, в том числе федеральной ЕАИС, в залы пришло на 35% меньше зрителей, чем в марте, выручка просела процентов на 30. И последний уик-энд 26-29 апреля выдался самым невразумительным. 


«Тренер» ожидаемо раскидал соперников, за свой второй уикенд собрал 120 миллионов и потом еще примерно столько же на праздничных выходных: на чудо не тянет, но все равно это лучше, чем у любой премьеры того уик-энда. Что неудивительно: за первую строчку в рейтинге сборов «Тренеру» выпало бороться с американским хоррором «Правда или действие», полнометражными мультом «Смешарики. Дежавю» и картиной «Танки». Об ужасах говорить нечего, сферические зверята выступили чуть хуже ожидаемого, а картина о предвоенном СССР провалилась с треском. Фильм Кима Дружинина (режиссера фильма «28 панфиловцев») снят в жанре агитационного блокбастера-комикса, скорее даже лубка. Квасной патриотизм по минкультовскому рецепту в картине дистиллированный, буквальный и настолько нарочитый, что кажется пародийным. Если бы не личное участие Владимира Мединского в создании и сопровождении «Танков», можно было бы подумать, что Дружинин над министром издевается. Впрочем, свидетелями издевательства стали немногие, в первый уик-энд сборы военного фильма не превысили 35 миллионов.


Так что первое место по сборам «Тренер» завоевал ожидаемо, хотя и неспортивно. Это как если бы президента выбирать пришлось из Ксении Собчак, Максима Сурайкина, кандидата от народа Старой площади и того, кто уже был. А, ну да. При такой конкуренции на красавца Данечку сходить можно, и даже дважды, хоть четырежды. Только подряд нельзя. Между «Тренерами» можно оценить свежий выпуск альманаха «Мульт в кино» — вдруг вышли новые эпизоды «Мимимишек»?



Только кинотеатрам не до смеха. Залы-то не заполнялись. Конечно, по статистике последних трех лет, в апреле всегда был некоторый спад на фоне всегда успешного марта и мая — месяца Marvel. Нельзя сказать, что апрель всегда плохой, скорее — средний. Но только вот не в этом году. Нет уверенности и в том, что именно первомайский шашлык испортил малину кинотеатрам. В конце концов, сборы упали не только относительно других месяцев, но и по сравнению с прошлым годом — и в апреле, и за первый квартал (–5% в выручке, −10% в зрителях).


Полноценными триггерами сборов будут очередные «Мстители» (с 3 мая), которые уже ставят рекорды. Они прокатываются параллельно с «Тренером», «Танками» и «Собибором», патриотическими фильмами, для которых Минкульт хочет самой блистательной судьбы и самой лучшей росписи.



Согласно выкладкам аналитиков, «Танки» собирали в первый уик-энд в среднем примерно по пять человек на сеанс. Если верить данным ЕАИС — около семи человек. То есть в зале две-три пары спокойно могут увлечься друг другом, еще один человек — с шумом заниматься патриотизмом, и они друг другу даже не помешают.


Красивые цифры и стабильный доход: за что показчики ненавидят прокатчиков


Без «Тренера» (и «Смешариков») пришлось бы совсем солоно. Можно прийти к парадоксальному выводу, что «Танки» зачищали поляну именно для них. Но все равно пустые залы — кошмар показчика. Как пояснил «Шторму» Юрий Кириллов, бывший генеральный директор и член совета директоров сети кинотеатров «Формула кино», каждый сеанс, на который продано меньше 20 билетов, не окупается, «это минимум, чтобы свести концы с концами». Пятерых зрителей в зале не хватит даже на оплату труда уборщицы, охранника и киномеханика в эти полтора часа. Всего за первый уик-энд прошло 18,5 тысячи таких сеансов «для поцелуев». И да, пять — это среднее значение, то есть где-то было 10 зрителей, где-то — один. 


Дело в том, что кинотеатры очень зависят от стабильности сборов: в отличие от прокатчиков, они болеют не за результаты того или иного фильма, а за то, чтобы все экраны кинотеатра всеми доступными фильмами собирали по максимуму. Издержки кинотеатров — это в основном аренда. Плюс коммуналка, электричество, фонд заработной платы и тому подобные постоянные затраты, которые никакой сезонности не демонстрируют и не становятся меньше, если какой-то фильм проваливается или, наоборот, идет на рекорд. Суммы «Движения вверх» не очень радовали показчиков, учитывая, сколько они могли получить на нескольких картинах, а не на одном баскетболе.


Ходили упорные слухи — которые, впрочем, нам не смог никто подтвердить, — что некоторе букеры Fox с ведома Минкульта вводили «Танки» обязательной нагрузкой к более аппетитному «Дэдпулу 2», который заведомо выстрелит в прокате после 17 мая: мол, любишь медок — люби и холодок. Так залежалый товар при Советах продавали вместе с самым ходовым. Чтобы план выполнить. Если это так, становится понятно, почему у «Танков» столько сеансов. 



Премьера «Мстители: Война бесконечности» состоялась 29 апреля, прокат фильма начался 3 мая, и уже на стадии предпродаж кинокомикс установил российский рекорд и сделал кассу более чем в 110 миллионов. Однако прокатное удостоверение фильму выдали только перед самой премьерой, и за счет этого кинотеатральные сети получили все деньги в самый последний момент. Зубры индустрии не устают жаловаться на то, что дирижизм кинематографического департамента превращает их жизнь в ад, лишая плотного и равномерного потока денег и создавая то тут, то там искусственные заторы и такие же искусственные водовороты кэша.


Танки, секс и алкоголь — можно, комиксы — нельзя.


Другой метод борьбы с кинотеатрами — возрастные рейтинги. У «Мстителей» он 16+. Мультфильму Уэса Андерсона «Остров собак» дали такой же «взрослый» рейтинг. Зато «Танки», по мнению Минкульта, вполне годятся для детей, как и «Тренер», несмотря на эротические сцены и кадры с распитием алкоголя. 


С «Собибором» все еще более дико — из регионов на условиях анонимности сообщают об анекдотических вещах. Кинотеатры по договоренности выделяют школам билеты, которыми они могут торжественно наградить в актовом зале победителя какого-нибудь конкурса. С одной просьбой: на церемонии прорекламировать фильм трейлером. Но учителя не хотят показывать детям крупным планом, как один человек вышибает другому мозги выстрелом из пистолета в упор, даже если первый — нацист, а второй — узник концлагеря. Не срабатывают и доводы о том, что рейтинг трейлера и самого «Собибора» 12+. Экономический эффект возрастных запретов оценить трудно, но представители кинотеатров уверены, что родители смотрят на маркировку, перед тем как дать крохотуле деньги на билетик в кино.



Наконец, 9 мая «Мстителей» не будут показывать вовсе — так Минкульт договорился с прокатчиком. «А мог бы и ножичком полоснуть»: в феврале «Мстители» в расписаниях внезапно съехали с 3 на 11 мая — очевидно, чтобы «Тренер», «Танки» и «Собибор» решили, кто круче, в очной встрече. Лишь после громкого скандала дату вернули. Потом в ведомстве Владимира Мединского предложили «по многочисленным просьбам трудящихся», то есть кинотеатров, провести 9 мая день российского кино. Акция эта не была поддержана в результате никем и никого не коснулась — кроме «Мстителей». Тоже понятно почему: у других релизов много не отберешь, и вообще мало кто по доброй воле конкурирует с Marvel. 


Садко против прекрасного принца: как Министерство культуры добивает «Вольгу»


В общем, прилетает и прокатчикам, которым важна уже не стабильность, а попадание в дату. Правда, достается в зависимости от размера и крепости связей. 24 мая должны выйти два мультфильма — американский «Распрекрасный принц» («Вольгафильм») и российский «Садко» («Наше кино»). Департамент кинематографии, следуя правилам выдачи прокатки и увидев прямую конкуренцию, предложил «Вольге» провести переговоры с «Нашим кино» о новой дате. При этом у «Садко» уже есть прокатное удостоверение на эту дату, это наш продукт, к тому же патриотический. Вдобавок, это проект Сергея Сельянова, фактически продолжение «Богатырской саги» в 3D (судя по кадрам — плохоньком). А у релиза многострадальной «Вольги» прокатки нет, хотя документы в ведомство давно представлены (есть такой пунктик у Минкульта — выдавать прокатное удостоверение за считаные часы до премьеры). После грандиозного скандала вокруг «Паддингтона 2» и еще более масштабных баталий вокруг «Смерти Сталина», «Вольга», наверное, не самый любимый прокатчик Минкульта. Релизу «Вольги» предложили дату 28 июня, что означает примерно «никогда»: последняя неделя учебного года, середина летних каникул, высокий сезон на клубничных полях и земляничных полянах.



По мнению Юрия Кириллова, протекционизм со стороны Минкульта может сыграть с ним злую шутку: «Мединский рапортует об успехах нашего кино, достигаемых благодаря мудрой политике зачисток от Голливуда, а сборы падают. Падают впервые за многие годы, кинотеатры считают убытки, — рассуждает он. — Учитывая, что практически у всех крупных киносетей очень высокая закредитованность, а мелкие независимые и так дышат на ладан, может случиться, что ни наше, ни чужое кино просто негде будет показывать — кинотеатры разорятся».


9 Мая Мединский встретит как частное лицо — после президентской инаугурации министр, как и все правительство, уйдет в отставку. Попадет ли он снова в хозяева Минкульта — неизвестно. Но, кто бы ни занял особняк в Гнездниковском, ему вряд ли удастся совладать с лоббистскими возможностями российских продюсеров. А кинотеатры будут страдать.