St
«Мстители» отомстят за просевший российский кинопрокат
close
За протекционизм и посыпавшийся кинопрокат отмстят Минкульту только «Мстители»

«Мстители» отомстят за просевший российский кинопрокат

Почему государственная защита некоторых российских фильмов вредит сразу всем российским кинотеатрам

Фото: © flickr.com/Franz Xaver
Фото: © flickr.com/Franz Xaver

В апреле сборы российского кинопроката сократились на треть. По разным данным, в том числе федеральной ЕАИС, в залы пришло на 35% меньше зрителей, чем в марте, выручка просела процентов на 30. И последний уик-энд 26-29 апреля выдался самым невразумительным. 


«Тренер» ожидаемо раскидал соперников, за свой второй уикенд собрал 120 миллионов и потом еще примерно столько же на праздничных выходных: на чудо не тянет, но все равно это лучше, чем у любой премьеры того уик-энда. Что неудивительно: за первую строчку в рейтинге сборов «Тренеру» выпало бороться с американским хоррором «Правда или действие», полнометражными мультом «Смешарики. Дежавю» и картиной «Танки». Об ужасах говорить нечего, сферические зверята выступили чуть хуже ожидаемого, а картина о предвоенном СССР провалилась с треском. Фильм Кима Дружинина (режиссера фильма «28 панфиловцев») снят в жанре агитационного блокбастера-комикса, скорее даже лубка. Квасной патриотизм по минкультовскому рецепту в картине дистиллированный, буквальный и настолько нарочитый, что кажется пародийным. Если бы не личное участие Владимира Мединского в создании и сопровождении «Танков», можно было бы подумать, что Дружинин над министром издевается. Впрочем, свидетелями издевательства стали немногие, в первый уик-энд сборы военного фильма не превысили 35 миллионов.


Так что первое место по сборам «Тренер» завоевал ожидаемо, хотя и неспортивно. Это как если бы президента выбирать пришлось из Ксении Собчак, Максима Сурайкина, кандидата от народа Старой площади и того, кто уже был. А, ну да. При такой конкуренции на красавца Данечку сходить можно, и даже дважды, хоть четырежды. Только подряд нельзя. Между «Тренерами» можно оценить свежий выпуск альманаха «Мульт в кино» — вдруг вышли новые эпизоды «Мимимишек»?



Только кинотеатрам не до смеха. Залы-то не заполнялись. Конечно, по статистике последних трех лет, в апреле всегда был некоторый спад на фоне всегда успешного марта и мая — месяца Marvel. Нельзя сказать, что апрель всегда плохой, скорее — средний. Но только вот не в этом году. Нет уверенности и в том, что именно первомайский шашлык испортил малину кинотеатрам. В конце концов, сборы упали не только относительно других месяцев, но и по сравнению с прошлым годом — и в апреле, и за первый квартал (–5% в выручке, −10% в зрителях).


Полноценными триггерами сборов будут очередные «Мстители» (с 3 мая), которые уже ставят рекорды. Они прокатываются параллельно с «Тренером», «Танками» и «Собибором», патриотическими фильмами, для которых Минкульт хочет самой блистательной судьбы и самой лучшей росписи.



Согласно выкладкам аналитиков, «Танки» собирали в первый уик-энд в среднем примерно по пять человек на сеанс. Если верить данным ЕАИС — около семи человек. То есть в зале две-три пары спокойно могут увлечься друг другом, еще один человек — с шумом заниматься патриотизмом, и они друг другу даже не помешают.


Красивые цифры и стабильный доход: за что показчики ненавидят прокатчиков


Без «Тренера» (и «Смешариков») пришлось бы совсем солоно. Можно прийти к парадоксальному выводу, что «Танки» зачищали поляну именно для них. Но все равно пустые залы — кошмар показчика. Как пояснил «Шторму» Юрий Кириллов, бывший генеральный директор и член совета директоров сети кинотеатров «Формула кино», каждый сеанс, на который продано меньше 20 билетов, не окупается, «это минимум, чтобы свести концы с концами». Пятерых зрителей в зале не хватит даже на оплату труда уборщицы, охранника и киномеханика в эти полтора часа. Всего за первый уик-энд прошло 18,5 тысячи таких сеансов «для поцелуев». И да, пять — это среднее значение, то есть где-то было 10 зрителей, где-то — один. 


Дело в том, что кинотеатры очень зависят от стабильности сборов: в отличие от прокатчиков, они болеют не за результаты того или иного фильма, а за то, чтобы все экраны кинотеатра всеми доступными фильмами собирали по максимуму. Издержки кинотеатров — это в основном аренда. Плюс коммуналка, электричество, фонд заработной платы и тому подобные постоянные затраты, которые никакой сезонности не демонстрируют и не становятся меньше, если какой-то фильм проваливается или, наоборот, идет на рекорд. Суммы «Движения вверх» не очень радовали показчиков, учитывая, сколько они могли получить на нескольких картинах, а не на одном баскетболе.


Ходили упорные слухи — которые, впрочем, нам не смог никто подтвердить, — что некоторе букеры Fox с ведома Минкульта вводили «Танки» обязательной нагрузкой к более аппетитному «Дэдпулу 2», который заведомо выстрелит в прокате после 17 мая: мол, любишь медок — люби и холодок. Так залежалый товар при Советах продавали вместе с самым ходовым. Чтобы план выполнить. Если это так, становится понятно, почему у «Танков» столько сеансов. 



Премьера «Мстители: Война бесконечности» состоялась 29 апреля, прокат фильма начался 3 мая, и уже на стадии предпродаж кинокомикс установил российский рекорд и сделал кассу более чем в 110 миллионов. Однако прокатное удостоверение фильму выдали только перед самой премьерой, и за счет этого кинотеатральные сети получили все деньги в самый последний момент. Зубры индустрии не устают жаловаться на то, что дирижизм кинематографического департамента превращает их жизнь в ад, лишая плотного и равномерного потока денег и создавая то тут, то там искусственные заторы и такие же искусственные водовороты кэша.


Танки, секс и алкоголь — можно, комиксы — нельзя.


Другой метод борьбы с кинотеатрами — возрастные рейтинги. У «Мстителей» он 16+. Мультфильму Уэса Андерсона «Остров собак» дали такой же «взрослый» рейтинг. Зато «Танки», по мнению Минкульта, вполне годятся для детей, как и «Тренер», несмотря на эротические сцены и кадры с распитием алкоголя. 


С «Собибором» все еще более дико — из регионов на условиях анонимности сообщают об анекдотических вещах. Кинотеатры по договоренности выделяют школам билеты, которыми они могут торжественно наградить в актовом зале победителя какого-нибудь конкурса. С одной просьбой: на церемонии прорекламировать фильм трейлером. Но учителя не хотят показывать детям крупным планом, как один человек вышибает другому мозги выстрелом из пистолета в упор, даже если первый — нацист, а второй — узник концлагеря. Не срабатывают и доводы о том, что рейтинг трейлера и самого «Собибора» 12+. Экономический эффект возрастных запретов оценить трудно, но представители кинотеатров уверены, что родители смотрят на маркировку, перед тем как дать крохотуле деньги на билетик в кино.



Наконец, 9 мая «Мстителей» не будут показывать вовсе — так Минкульт договорился с прокатчиком. «А мог бы и ножичком полоснуть»: в феврале «Мстители» в расписаниях внезапно съехали с 3 на 11 мая — очевидно, чтобы «Тренер», «Танки» и «Собибор» решили, кто круче, в очной встрече. Лишь после громкого скандала дату вернули. Потом в ведомстве Владимира Мединского предложили «по многочисленным просьбам трудящихся», то есть кинотеатров, провести 9 мая день российского кино. Акция эта не была поддержана в результате никем и никого не коснулась — кроме «Мстителей». Тоже понятно почему: у других релизов много не отберешь, и вообще мало кто по доброй воле конкурирует с Marvel. 


Садко против прекрасного принца: как Министерство культуры добивает «Вольгу»


В общем, прилетает и прокатчикам, которым важна уже не стабильность, а попадание в дату. Правда, достается в зависимости от размера и крепости связей. 24 мая должны выйти два мультфильма — американский «Распрекрасный принц» («Вольгафильм») и российский «Садко» («Наше кино»). Департамент кинематографии, следуя правилам выдачи прокатки и увидев прямую конкуренцию, предложил «Вольге» провести переговоры с «Нашим кино» о новой дате. При этом у «Садко» уже есть прокатное удостоверение на эту дату, это наш продукт, к тому же патриотический. Вдобавок, это проект Сергея Сельянова, фактически продолжение «Богатырской саги» в 3D (судя по кадрам — плохоньком). А у релиза многострадальной «Вольги» прокатки нет, хотя документы в ведомство давно представлены (есть такой пунктик у Минкульта — выдавать прокатное удостоверение за считаные часы до премьеры). После грандиозного скандала вокруг «Паддингтона 2» и еще более масштабных баталий вокруг «Смерти Сталина», «Вольга», наверное, не самый любимый прокатчик Минкульта. Релизу «Вольги» предложили дату 28 июня, что означает примерно «никогда»: последняя неделя учебного года, середина летних каникул, высокий сезон на клубничных полях и земляничных полянах.



По мнению Юрия Кириллова, протекционизм со стороны Минкульта может сыграть с ним злую шутку: «Мединский рапортует об успехах нашего кино, достигаемых благодаря мудрой политике зачисток от Голливуда, а сборы падают. Падают впервые за многие годы, кинотеатры считают убытки, — рассуждает он. — Учитывая, что практически у всех крупных киносетей очень высокая закредитованность, а мелкие независимые и так дышат на ладан, может случиться, что ни наше, ни чужое кино просто негде будет показывать — кинотеатры разорятся».


9 Мая Мединский встретит как частное лицо — после президентской инаугурации министр, как и все правительство, уйдет в отставку. Попадет ли он снова в хозяева Минкульта — неизвестно. Но, кто бы ни занял особняк в Гнездниковском, ему вряд ли удастся совладать с лоббистскими возможностями российских продюсеров. А кинотеатры будут страдать.