101,6 миллиарда рублей потрачено на чемпионат мира из региональных бюджетов. Это не только капиталовложения в транспортную инфраструктуру и стадионы. В эту сумму входит потраченное на «Фестиваль болельщика FIFA», который каждый день развлекает отдыхающих между футболом граждан. Фестиваль — обязательное требование FIFA, со строгими инструкциями по обеспечению безопасности, техническому оснащению и даже подбору артистов.
С техзаданием по концертной программе можно ознакомиться, например, в документации московской заявки. В нем перечислены требования к музыкантам, которых надо привлекать на фестиваль. Занимательное чтиво, вызывает в памяти финал фильма «Асса». Хорошо хоть, у артистов не требуют диплом об окончании музучилища и справки из ЖЭКа.
Зато есть пункты о госнаградах, победах в конкурсах типа «Песни года» и премиях музыкальных телеканалов, наподобие одиозной «Премии МузТВ». Имеется ценз по опыту массовых выступлений (от 20 тысяч зрителей и больше) и по числу видеоклипов (больше 10). Хронометраж регламентирован, жанровое разнообразие обязательно.
Хедлайнеры — Земфира, «Браво», «Каста», Noize MC, Вадим Самойлов с самопровозглашенной «Агатой Кристи», Billy’s Band. Если в российской музыке есть мэйнстрим — наверное, это он. Иностранные гости — Бенни Бенасси, Пол Окенфолд, Pendulum или, скажем, Kadebostany, которую на сайте FIFA рекомендуют как «швейцарскую поп-группу, номинированную на музыкальную премию у себя на родине». Блестящая формулировка — пиарщики и музыкальные критики кусают локти от досады. Кроме звезд на «Фестивалях» в разных городах играют и артисты категории пониже, в том числе местные исполнители. Например, в Калининграде сыграют Koenig Brass Band, Калининградский симфонический оркестр, Kaliningrad folk orchestra и кавер-группа «Танцы плюс».
Словом, фестиваль не открывает новых имен и не хватает звезд с неба, он не для того проводится, чтобы поражать или собирать толпу, как Prodigy в Москве холодным сентябрем 1997 года. На фестивале нет ни суперзвезд типа группы Blur, ни экспериментальных проектов с пугающими названиями вроде «Электрофорез» или «Кобыла и трупоглазые жабы», ни Гречки с Монеточкой.
Билли Новик, лидер группы Billy’s Band, выступивший в Петербурге и Волгограде, говорит, что горд представлять российскую и, в частности, петербургскую культуру на международном мероприятии масштаба ЧМ, называя это пиком карьеры, хоть и отмечает, что музыканты на «Фестивале» — для фона. «Я не испытываю угрызения гордости и приступы ревности к популярности футбола, — рассуждает он. — Мы — часть развлекательной программы между матчами. Тем более, играем бесплатно для публики концерт. После матча осталось очень много народу — это уже отлично».
Для болельщиков артисты выступают действительно бесплатно, лишь в виде исключения во внеигровые дни на площадке можно проводить платные концерты.
Зато бюджетам вся эта обязательная развлекаловка влетает в копеечку. На сайте zakupki.gov.ru есть данные о тендере, объявленном Дирекцией спортивных и зрелищных мероприятий московского департамента по спорту и туризму в поисках ивент-агентства. Подряд по творческой составляющей «Фестиваля болельщиков FIFA» выиграла фирма «Интерконнект Менеджмент корпорейшн». Компания часто выигрывает конкурсы на поставку услуг корпоративных развлечений крупным предприятиям (X5, «Алроса») и госзаказчикам: в 2015-м Минфин заплатил ей один миллиард 654 миллиона рублей на проведение «Мероприятий, связанных с обеспечением председательства Российской Федерации в БРИКС». В 2017 «Интерконнект» получил 95,7 миллиона от cтоличного департамента экономического развития за организацию Московского финансового форума.
В этот раз сумма меньше миллиарда, но и траты скромнее: в основном это гонорары «артистов на корпоратив» и сопутствующие концертам издержки. Оценили их в без малого 238 миллионов рублей.
Екатеринбург все закупки повесил на муниципальное учреждение. На «Госзакупках» без труда можно отыскать множество контрактов «Центра культуры «Урал», подведомственного администрации, по самым мелким поводам.
Организация 50-минутного выступления группы «Чайф» в первый день чемпионата, 14 июня, обошлась городскому бюджету в 4,68 миллиона рублей. Из которых, по калькуляции, 4,5 миллиона — гонорар исполнителя. Остальное ушло на мелочи вроде авиаперелета из Москвы, проживания и бытового райдера. В нем, кстати, не много любопытного, от стандартного его отличают разве что конкретные требования по машине для езды по городу («Mersedes S-600», причем именно так, с ошибкой) и по крепкому алкоголю: бренди Torres 15 или 20 лет.
К «Чайфу», конечно, претензий никаких. Тем более что сумма, по мнению одного из главных российских промоутеров, адекватная, рыночная. «На гонорар влияет статус выступления: билетный/ корпоративный/ западло-корпоративный». Концерт 14 июня прошел по второй категории. А тратить казенные денежки, как говорить правду — легко и приятно.
По новогоднему тарифу 27 июня в Екатеринбурге выступит и «Дискотека Авария». За часовое выступление веселому поп-коллективу из начала нулевых заплатят 1,8 миллиона, о выполнении бытового и технического райдера, как и компенсации проживания, речи не идет (при этом в «Дискотеке» играет девять музыкантов, а в «Чайфе» — четыре). Ну, по заслугам и честь — все же «Чайф» — свердловские уроженцы и песню про «5:0» написали именно они.
Для сравнения, четыре часовых выступления местного танцующего оркестра «Урал Бэнд» будут стоить 200 тысяч рублей. Из них 45 тысяч заберет худрук, 21 — дирижер, 12 — нотный библиотекарь. Еще восемь тысяч пойдут на расходные материалы. 108 тысяч поделят между собой 18 оркестрантов. То есть каждый получит по полтора косаря за выступление.
Ну а на закрытии 15 июля в Екатеринбурге сыграет группа IOWA. 1,25 миллиона на руки, без расходов на капризы. Это по-божески, примерно за столько же они выступали на Красноярском экономическом форуме, чуть больше просят в страду новогодних корпоративов. При этом IOWA открывали чемпионат на фестивале в Ростове-на-Дону. Представители группы наотрез отказались отвечать «Шторму» на вопросы о гонорарах и различиях условий в Ростове и Екатеринбурге. Но есть мнение, что в Ростове в день открытия вышло немного дороже.
Ростовский фестиваль выглядит очень сбалансированным с точки зрения выбора хедлайнеров: организаторы растянули бюджет на весь месяц чемпионата равномерно, вызвав звезд примерно равной яркости. И сайт работает хорошо, жаль, там тоже нет информации о подрядчике, который так грамотно разрулил ситуацию. Контракт на сумму в 80,2 миллиона за творческую часть, то есть за букерские услуги (не только на гонорары) подписан с ООО «Брэйн» Михаила Колтунова. В Ростовской области этого человека считают большим мастером в деле частно-государственного партнерства. Считается, что он с областными департаментами по туризму и по инвестициям близок настолько, что непонятно, почему их не называют колтуновскими департаментами; слово «аффилированный» слишком слабо. Ходят слухи, что и на федеральные деньги (транши от «Росмолодежи») у него по факту исключительные права, как и на прочие госзаказы его профиля.
Представитель еще одного артиста, уже отыгравшего в Ростове и направляющегося в Саранск, тоже в детали не вдавался. «Вы договаривались с ГБУ «Дирекция Ростов 2018»?» — «Мы с людьми договаривались», — был ответ. Напомним, «людьми» себя называют бандиты, представители криминального сообщества.
Об условиях он тоже подробно не стал распространяться, но подчеркнул, что в Саранске возможности совсем не те, что у ростовчан, поэтому и согласились музыканты на разные суммы. «Всегда есть Москва и Питер, и есть все остальные, которые тоже различаются между собой».
А фестиваль обязателен для всех. И для богатейшей Казани, и для Екатеринбурга, который занимает первое место по развитию среди городов-милионников. И для середняков вроде того же Ростова, в котором сейчас разрушается историческая застройка XIX века, признанная культурным наследием. Какие-то памятники архитектуры администрация города пытается спихнуть на федеральный баланс. Или говорит, что пытается. В любом случае, Ростовскому цирку федеральное подчинение не помогло — весной его закрыли, потому что здание было признано аварийным.
Еще уместнее фестиваль в Саранске. Столица Мордовии с населением примерно в 350 тысяч человек принимает всего четыре матча чемпионата — его группового этапа, последний из которых (Панама-Тунис) пройдет 28 июня. А фестиваль продолжит работу.
В Мордовии дефицитный бюджет, огромный долг перед федеральным бюджетом, а сомнительная туристическая привлекательность (в отличие от того же Сочи, в котором олимпийские объекты используются курортниками) сочетается с низкой численностью населения. В Саранске, по разным оценкам, живет 320-350 тысяч человек. В день открытия мундиаля фан-зону посетили всего 2000 человек — притом, что сами матчи били рекорды посещаемости.
Все умилялись японцам, убиравшим стадион после игры с Колумбией 19 июня. Когда в Саранске не было японцев, «добровольцами» назначали бюджетников. Учителя драили стадион «Мордовия Арена» перед стартом ЧМ, чиновники отмывали гостиницы после ремонта. Муниципальные предприятия даже были обязаны направить «волонтеров» из числа своих сотрудников работать так называемыми контролерами движения болельщиков.
Кто-то скажет — но ведь музыкантов надо поддерживать денежно, и фестиваль их неплохо подкармливает. Справедливо, но кто знает, какая часть суммы из договора на «Госзакупках» дойдет до представителя артиста. И до него самого. Праздники — это хорошо, но насколько футбольные болельщики в регионах изголодались по Сергею Бобунцу из «Смысловых галлюцинаций» и группам «Маша и медведи» или «Город 312», судить трудно.