Не прошло и полгода со дня смерти основателя «Содружества актеров Таганки» Николая Губенко, как новое руководство уже пустилось во все тяжкие. 25 февраля на сцене театра будет представлен экспериментальный спектакль про физиологию женщин. Работа называется «28 дней» и рассказывает (лучше присядьте!) о тяготах жизни во время менструального цикла. Во МХАТЕ имени Горького, где недавно планировали показать член, наверное, уже нервно курят. Вот так всегда: только расслабишься, а тебе уже дышат в затылок!
«Содружество актеров...» было создано в 1993 году и объединило 36 артистов во главе с Николаем Губенко и часть труппы Театра на Таганке Юрия Любимова. «Афган», «ВВС» (Высоцкий Владимир Семенович), «Четыре тоста за Победу»... Если вы видели хотя бы одну из этих постановок, то не забудете их никогда! И вдруг — сюрприз...
«Существуют естественные физиологические процессы, о которых не принято говорить публично, — заявляет режиссер постановки про «вот это самое» Михаил Заец. — Это обусловлено культурой, верой, этикетом, традициями. Текст пьесы Ольги Шиляевой «28 дней» представляется мне чистым открытым звуком: как рев боли, стон сладострастия, вскрик радости, вопль отчаяния. Но самое главное — как первый искренний крик новорожденного, свободного от условностей цивилизованного мира».
В таком же ударе и сама автор произведения. «Я начала писать сценарий про трех подруг, которые попадают в потусторонний мир, но потом как-то сама собой на первый план вышла тема менструального цикла и захватила все мое внимание, — рассказывала Шиляева в одном из своих интервью. — Мне давно хотелось разобраться во всех этих физических и эмоциональных состояниях, которые я переживаю вместе со сменой фаз цикла, найти в этом себя. Когда я придумывала, какая форма лучше бы подошла этому исследованию, мне пришел образ женщины, которая стояла на театральной сцене, смотрела куда-то вверх, а ее платье было испачкано кровью».
«Рев боли», «стон сладострастия», «найти себя в этой теме»... Какие же высокие цели ставят перед собой современные деятели культуры и как же жаль, что спектакль только завтра! Мы же спать не будем — так хочется поскорее послушать этот вопль гормонов и узнать, что это такое — принимать себя как женщину. А еще досадно, что работа будет показана лишь в рамках экспериментальной режиссерской лаборатории. Ее надо включить в основной репертуар и крутить по три раза в день. Народ должен знать, что это за зверь такой — менструальный цикл!
«От «28 панфиловцев» до «28 дней» — вот она, схема культурной деградации», — пишут в Сети.
«Министерство культуры! Если вы не хотите быть прокляты своим народом, как он проклинает всех этих швыдких, апексимовых, рыжаковых, бояковых, серебряковых, богомоловых и прочую помойку, которая захватила Москву, — срочно спасайте русский театр!» — возмущаются истинные театралы.
Стоит сказать, что спектакль «28 дней» уже шел на столичных сценах. До этого его показывали на фестивале молодой драматургии «Любимовка-2018» и в Театре.doc. Но где последний и где «Содружество актеров»! В трансе от произошедшего и вдова Николая Губенко, народная артистка РСФСР Жанна Болотова.
«Вы знаете, я бы назвала этот спектакль «Прощанием Таганки». Потому что это не предмет искусства. Это предмет медицины! — возмущается она в беседе с Daily Storm. — Кто должен вмешаться? Мне кажется, что все: и Владимир Владимирович, и Никита Сергеевич, и... Нужно когда-то сказать: «Друзья, остановитесь, пожалуйста, в своих поисках. Меня такое оскорбляет!» А потом, когда мы, прощаясь, желаем ей хорошего дня, грустно добавляет: «Нет, хороших дней у меня уже не будет!»
Николая Губенко, с которым Жанна Андреевна прожила более 50 лет, не стало в августе прошлого года. А уже в декабре его театр отдали под руководство Ирины Апексимовой. Несмотря на то что коллектив выступал категорически против, бороться было бесполезно. И вот первая ласточка…
Кстати, Михалкову мы все-таки написали. Ну так, на всякий случай. Но он не ответил. А к Путину с таким не пойдешь. «Ко мне обращений пока не было, поэтому я пока не могу ничего комментировать», — в свою очередь говорит председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы Евгений Герасимов, хотя чувствуется, что переживает. Круг замкнулся? Прощай, Таганка?
Напомним, что до этого самый громкий «физиологический» скандал произошел во МХАТе имени Горького, где во время спектакля «Лавр» зрители должны были увидеть огромное изображение члена. «Кто-то пишет: «Ну это же всего на 30 секунд и это обычные человеческие органы, — возмущались в театре. — Ну так вы прикройте эти органы, если считаете, что они действительно должны там присутствовать». Но если тогда речь шла всего о половине минуты, теме, за которую взялся исследователь женских душ Заец, посвящен весь спектакль!
Напоследок — маленькое лирическое отступление... В интернете сохранилась запись, датированная 23 февраля 2018 года. Губенко — еще здоровый, бодрый, в военной форме — выходит на поклон после спектакля «Четыре тоста за Победу». «Друзья мои, сегодня великий праздник — День защитника Отечества! И каждый из нас по мере своих возможностей делает все, чтобы защитить его от той скверны, которая как цунами надвигается на нас в виде международных блокад, санкций и прочего. От моральных ценностей, чуждых нашей традиции», — говорит он, не зная, что в 2020-м, когда его уже не будет, на эту же сцену ступят совсем другие люди и ни о каких моральных ценностях не будет идти и речи. Про член и менструацию уже ставили. Чего ждать дальше?