St
«Не понятны ни критерии отбора, ни мотивы судей, ни откуда такие деньги в призовом фонде»
18+
Мэрия Москвы объявила конкурс на лучший фильм о столице Коллажи © Daily Storm. Кадры из фильма «Я шагаю по Москве»

«Не понятны ни критерии отбора, ни мотивы судей, ни откуда такие деньги в призовом фонде»

Мэрия Москвы объявила конкурс на лучший фильм о столице

Коллажи © Daily Storm. Кадры из фильма «Я шагаю по Москве»

Московский департамент культуры в понедельник, 22 января, начал принимать заявки на премию «За создание образа Москвы в киноискусстве». В финале мэрия и ФГУП «Московское кино» разделят между тремя фильмами-победителями 100 миллионов рублей.


Выбор призеров происходит в узнаваемой манере мэрии Москвы: «В голосовании участвуют москвичи, выбирая лучший фильм на «Активном гражданине». Победителей определяет экспертное жюри». Имеется в виду, что лидеры народного голосования получат дополнительные баллы, но в общем, и так понятно, что на самотек такое пускать нельзя.


Кто выиграл, станет известно в августе, в рамках «Ночи в кино». Участвовать могут все режиссеры и продюсеры, в чьих фильмах образ столицы особенно ярок. К участию на равных допущены полный и короткий метр, кино, сериалы и анимация — местная и иностранная продукция. Фильм должен быть выпущен в течение последних пяти лет и показывать современную столицу.


Московское правительство вручает такой приз уже второй раз. В прошлом году «Про любовь» режиссера Анны Меликян возглавила пьедестал, серебро досталось картине Андрея Зайцева «14+», на третьем месте оказалась дилогия Романа Прыгунова «Духless». Эти картины оказались лучше 30 остальных участников конкурса.


Пункты про анимацию и зарубежные релизы, видимо, введены в регламент «про запас», участников из этих категорий в конкурсе пока не было. В 2018 году организаторы и вовсе ждут куда меньшего числа заявок.


Мы насчитали за минувший год пять-шесть картин, в которых Москве выделили достаточно экранного времени, чтобы считать ее «полноценным героем фильма», по выражению генерального директора «Московского кино» Светланы Максимченко.


В заявлении куратора уже сейчас перечислены главные претенденты на приз. Среди них — «Притяжение» Федора Бондарчука о борьбе пацанов из Чертанова с пришельцами и фантасмагорическая сатира дебютанта Александра Молочникова «Мифы» с тем же Бондарчуком в главной роли. Анна Меликян может защитить свой чемпионский статус со второй частью своей успешной картины «Про любовь. Только для взрослых». О мультфильмах и иностранной продукции по-прежнему ничего.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Театральный и кинокритик Алена Солнцева по просьбе «Шторма» оценила перспективы каждого фильма. «Поскольку Меликян уже получила приз в прошлом в году, то, скорее всего, получат «Мифы». Они гораздо хуже «Притяжения» — я бы выбрала его. Тем более и кассовый успех за ним, и Москва у Бондарчука необычная. Но зная пробивные свойства дебютанта Молочникова, думаю, что он просто организует все так, что Бондарчук уступит ему это место — мол, дорогу молодым. Тем более он там сам играет. Мне фильм «Мифы» не кажется удачным, но у него много доброжелателей».


Других потенциальных участников конкурса из проката 2017 года с ходу отыщется немного — например, «Нелюбовь» и «Девушка с косой». Но нашумевший фильм Андрея Звягинцева использует как декорацию для драмы равнодушия клонированные тушинские панельки, так что Москва в «Нелюбви» условная. Представители продюсера Александра Роднянского не смогли сказать «Шторму», собираются ли они заявлять «Нелюбовь». Даже если такое решение будет принято, на ее победу в борьбе за звание лучшего кинообраза Москвы много денег лучше не ставить.


«Девушка с косой» — новогодний фильм Ольги Поповой. Она подтвердила участие в конкурсе, но преимущества своей картины над остальными описать затруднилась. И вроде все. Конечно, могут отыскаться фильмы, соответствующие цензу, но не заявленные на прошлогодний конкурс. Но вряд ли много. Впрочем, это не так важно: в «Московском кино» нам заявили, что минимальное число претендентов, которое требуется для проведения конкурса, равно двум. По крайней мере, так гласил регламент на момент нашего обращения.


Прошлогодний участник конкурса Михаил Местецкий считает его довольно странным мероприятием. «Не понятны ни критерии отбора, ни мотивы судей, ни откуда такие деньги в призовом фонде. Мэрия наверняка будет выбирать рекламную, нарядную и приятную Москву, а в моем «Тряпичном союзе» герои бегут из опостылевшего им города».


Обиднее ему было за другой заявленный фильм — «Хороший мальчик», для которого он написал сценарий. «Съемочной группе удалось найти такие локации, словно Москва — курортный морской город, о котором никто не догадывался».


Знание о том, что под брусчаткой — пляж, не склонило чашу весов жюри в пользу «Хорошего мальчика». «Москву можно снять — и она была снята — тысячей разных способов, но желание заказчика, конечно, закон. Надо показать, какой приятный для жизни и коммерчески успешный у нас город».

Василий Чигинский тоже снял в свое время Москву как пространство со множеством секретов и двойным и тройным посланием. Он был автором одной из новелл проекта Андрея Кончаловского «Москва, я люблю тебя». Москва следовала за Нью-Йорком и Парижем, получившим свои кинопризнания ранее, но киноальманах был одним из первых примеров регионально брендированной картины, снятой в России. 


Из-за пятилетнего ценза фильм, понятно, не участвует в конкурсе — но Чигинский настроен скептически и по отношению к своим коллегам. Ни одного достойного фильма — кандидата на звание лучшего образа Москвы в кино он так и не вспомнил: «Да и Москва не та. Показать стекло и бетон небоскребов под облаками и ресторанные веранды на тротуаре как подтверждение коммерческой привлекательности — вот и вся их романтика».


Сейчас Чигинский снимает фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», где события происходят на протяжении полувека, поэтому режиссер испытывает огромные трудности с поиском нужных локаций. Однако заменять Москву Минском, как это заведено у наших киношников в последнее время, пока не готов, ведь это оскорбило бы динамовский дух и память героя.


Иначе на эту проблему смотрит кинокритик Сергей Сычев, полагающий, что благодаря своим связям Меликян победит и в этот раз. В то же время он считает конкурс правильным начинанием и прежде всего — с точки зрения киноделов. «Несмотря на многолетнюю традицию кинопосвящений столице, нет ощущения, что Москва в синематографе кем-то по-настоящему описана. Это все равно что-то дискретное, лоскуточки. Альтернатив нарядной Москве из фильма «Про любовь» Меликян как раз много. Один из них — в ее же фильме «Звезда», например. Это Москва мрачных ночных клубов и серых городских будней, из которых тщетно пытаются вырваться герои».


Сычев полагает, что в отечественном кино была Москва Зельдовича, Москва Хлебникова («Сумасшедшая помощь»), Москва Мизгирева («Кремень», «Конвой»), Москва Балабанова («Брат-2»). Были «Стиляги».


Чего у Москвы до сих пор не было — возможности войти в киномифологию заново, не как город, который не верит слезам, а как город, в котором можно жить и даже быть счастливым.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...