Скандал вокруг Центра русского фольклора тянется уже полтора года. Сначала эту институцию лишили юридического лица, потом подчинили таинственному ФГБУКу под названием «Роскультпроект». И вот теперь решением Мединского она вот-вот вольется в состав Дома народного творчества (Государственный российский дом народного творчества, ГРДНТ — структура, заведующая домами культуры, клубами и другими заведениями такого плана).
Исследователи русского фольклора считают это форменным издевательством. Шутка ли, исторически «клубно-досуговая деятельность» имела мало касательства до академических студий и работы с аутентикой. Это две традиции, две разные институциональные среды, которые все годы советской власти, скорее, противостояли друг другу, чем работали в связке. Исследователи и высоколобые музыканты, пытающиеся воспроизвести звучание эпохи, искренне не понимают, почему их ассоциируют с «пьяными бабами в кокошниках», «медведями», «казаками» и прочими обитателями провинциальных ДК. Чуть больше года назад сотрудники центра даже пикетировали Минкульт, нарядившись в те самые русские народные костюмы. Таким способом они хотели выразить протест против ликвидации своей структуры.
Петиция в поддержку Центра русского фольклора собрала уже 22 тысячи 500 подписей. Сотрудники во главе с знаменитым фольклористом и заместителем руководителя организации Сергеем Старостиным даже записали хоровое обращение к Мединскому, интерпретировав песню Макаревича про поворот в какой-то специфической традиции.
Недавно ситуацию обсуждали в Министерстве культуры. На совещание у Александра Журавского пригласили членов общественного совета при ведомстве, а также руководителей Дома народного творчества и Центра русского фольклора. После этой встречи анонимные Telegram-каналы буквально сорвались с цепи. «Пуртова (руководитель ГРДНТ, особенно ненавидимый фольклористами персонаж. — Примеч. «Шторма») будет уволена!» — писала «Закулиска». «Сергея Старостина назначат заместителем руководителя Дома народного творчества!» — вторила ей «Антикультуромания». «Дом народного творчества сменит идеологию!» — трезвонили «нашистские» каналы. Все сходились на том, что общественный совет при Минкульте, наконец-то, занялся делом и доказал свою нужность.
Исполняющий обязанности ректора Московского государственного института культуры Арсений Миронов, который всегда горячо, а порой и слишком горячо поддерживал фольклорный центр, сказал «Шторму», что решение о переподчинении — правильное, потому что оно позволит фольклористам влиться в морально устаревшую систему досугово-клубной деятельности и насытить ее реальным содержанием. «Как мне представляется, Минкульт не просто переподчиняет фольклорный центр, это — реформа Дома народного творчества, который принимает фольклористов под свою «крышу», — считает он. По мнению Миронова, задача сейчас состоит в том, чтобы все проекты центра сохранились и получили поддержку, а инициативы «не заглохли из-за аппаратного противодействия на верхнем этаже клубной системы». Кроме того, Миронов заметил, что было бы правильно назначить Сергея Старостина первым заместителем Дома народного творчества.
Сам Старостин утверждает, что ничего подобного в Минкульте не обсуждалось. «Речь шла типа о трудоустройстве оставшихся сотрудников центра, которых переведут туда и которым дадут какую-то возможность работать. На совещании присутствовала директор Дома народного творчества Пуртова. Она там сидела и всем своим видом совершенно не давала понять, что собирается уходить и кому-то уступать свое место, что она собирается менять идеологию», — рассказал он. По словам Старостина, Иван Демидов и Юрий Поляков действительно сказали теплые слова по поводу фольклора титульной нации, но в целом он чувствовал там себя самым настоящим юродивым. «До меня дошли сведения, что в соответствии с готовящемся приказом в структуре Дома народного творчества будут образованы два малочисленных отдела. Как там поменяется идеология от наличия двух-трех ученых мужей и архива, я плохо себе представляю», — признался исследователь.
Старостин полагает, что Миронов в свое время заступался за фольклористов, потому что рассчитывал перетащить их под крышу НИИ наследия, который он на тот момент возглавлял. Однако проблема состояла в том, что этот институт был создан под другие цели. «Им структура не позволяла держать тех же актуализаторов, потому что это не их профиль. Там есть часть наших людей, они их держат из жалости или из еще каких-то соображений», — пояснил Старостин.
Всю ситуацию с центром Старостин видит исключительно как рейдерский захват со стороны Министерства культуры. Дело в том, что такое юридическое лицо, как федеральное государственное бюджетное учреждение культуры (ФГБУК), — это большая ценность. Его надо очень долго выпрашивать у правительства, и результат не всегда будет положительным. Для министра культуры это непосильная задача. Замдиректора Центра русского фольклора считает, что министерству просто понадобился для каких-то своих таинственных целей очередной ФГБУК, а в качестве ягненка на заклание была выбрана его институция. Фактически ее принесли в жертву Роскультпроекту. Старостин признается, что за год существования в системе так и не понял, чем именно занимается это учреждение.
Жирную черту под обсуждением слухов вокруг готовящегося приказа о переподчинении подвел замминистра культуры Александр Журавский. Он сказал «Шторму», что Центр русского фольклора войдет в структуру Дома народного творчества именно в качестве самостоятельного подразделения с полным сохранением функций, штата и финансирования. В устав Дома будут внесены изменения. Может быть, поменяют и название, скажем, на Дом народного творчества и сохранения материального и культурного наследия.
Что же до смены идеологии за счет инфильтрации системы домов культуры учеными-фольклористами, то этого не будет. Исследователи будут спокойно работать в рамках своего отделения. То есть перемена будет выглядеть так: раньше были просто кокошники, а теперь кокошники плюс серьезные исследования фольклора. Каждый занимается своим делом и никто никому не мешает.
Никаким первым заместителем директора Старостин не станет, останется в той же должности, что и в Роскультпроекте.
Короче говоря, все не так уж плохо. Но и не очень хорошо. Так, средне.