Министр культуры РФ Ольга Любимова впервые в своем новом статусе посетила Екатеринбург. За отведенное на это время она успела побывать и в строящемся музее «Эрмитаж-Урал», и в театре «Урал Опера Балет», и в местной консерватории, но куда бы ни приезжала, речь шла не столько о культуре, сколько о деньгах. Как прошло это «испытание просьбами» и удалось ли кому-то помочь?
Едва прибыв в город, министр культуры отправилась на стройплощадку музея «Эрмитаж-Урал», где ее уже ждали директор культурного учреждения Никита Корытин, мэр Екатеринбурга Александр Высокинский и целая команда чиновников. Ни о каких богемных прогулках, разумеется, не могло быть и речи: Любимова оказалась посреди мешков с цементом и торчащей арматуры, а чтобы гостья не травмировалась, организаторы визита предусмотрительно проложили для нее дорожку из гипсокартона и выдали каску.
Во время обхода помещения министру рассказали, что именно сюда в годы войны эвакуировали коллекцию Эрмитажа, благодаря чему спасли более миллиона экспонатов, однако сразу после этого разговор перешел в деловое русло. Высокинский напомнил, что до открытия культурно-просветительского центра остается всего ничего, а 200 миллионов на спецоборудование для поддержания климата так и не поступили. «Если это дело запускать, то без него будет не так», — деликатно пояснил он. Ответ не заставил себя долго ждать: этот вопрос надо обсудить со специалистами профильных департаментов. «Давайте я вернусь, по срокам уточню, и после этого мы впишемся в ваш план, в дорожную карту, в сроки», — пообещала Любимова.
После музея министр отправилась в театр «Урал Опера Балет», где ее уже встречал директор учреждения культуры Андрей Шишкин. Поговорив о достижениях, он провел Любимову за кулисы, показал на ободранный пол и попросил денег на его замену. А заодно — на новый проектор и электронику, которая управляет сценой. Старая была установлена еще в 80-х.
«К примеру, в прошлую пятницу внутри тумблера произошло закипание, и у нас все встало, — вспоминал он. — Мне позвонили и спросили, что делать. Я сказал: играйте. Но на самом деле это очень опасно — штанкет (металлическая штанга. — Примеч. Daily Storm) может резко упасть, а на сцене во время балета выступает одновременно 102 человека». Любимова слушала, кивала, соглашаясь, что помощь действительно нужна, а потом предложила написать в Минкульт.
«Договорились, что встретимся в Москве, серьезно отработаем проектно-сметную документацию, разберем, какую поддержку нужно оказать в первую очередь, а какая возможна в течение последующих лет», — пояснила она журналистам.
Ректор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского Валерий Шкарупа никого ни о чем не просил, а только намекал. Показав Любимовой зрительный зал, в котором до конца года собираются менять кресла, и вкратце рассказав о реставрации в одном из корпусов, он грустно добавил, что не все укладывается в смету. «Есть сомнения по отчетности, потому что много чего открылось. Вот они разобрали все от пола до потолка, а там роспись. Это значит, экспертиза, приостановка работ и решение — восстанавливать или не восстанавливать», — поделился он.
Надеется на нового министра и Николай Коляда, хотя ничего у нее не просил. Она сама обратилась к местным властям с предложением обратить на него внимание!
«То, что Ольга Любимова пообещала нашему театру какой-то грант, конечно, выдумки журналистов, — говорит режиссер в беседе с Daily Storm. — Однако во время своего приезда в Екатеринбург она сказала нашим вице-губернатору и министру культуры: «Коляда-театру» надо помогать. Как я понял, она слышала о моем обращении к губернатору Евгению Куйвашеву и решила нас поддержать, поделившись, что наш коллектив очень любят в Москве и знают, с какими аншлагами мы гастролируем по стране».
«Сразу после этого мне позвонили из Минкульта и сообщили, что готовы дать денег на какой-нибудь значимый проект: гастроли в Москву или Петербург или постановку спектаклей, — продолжает Николай Владимирович. — Я думаю, это предварительная помощь. Дальше будет постоянная: либо от правительства, либо от спонсоров».
Как считает режиссер, об Ольге Любимовой можно говорить только хорошее. «Все, кто смог с ней пообщаться, считают ее вменяемой и нормальной, — добавляет он. — У нее глаза заинтересованные, не рыбьи. Так что все в порядке с нашим министром культуры, если ее первый визит оказался настолько продуктивным. Надеюсь, она придет на премьеру нашего спектакля «Лекарь поневоле», который совсем скоро состоится в Московском Губернском театре, мы увидимся и поговорим!»
Напомним: в своем недавнем обращении к свердловскому губернатору Евгению Куйвашеву Коляда пожаловался на бедственное положение театра и предположил, что нынешний сезон может стать последним. «Не могу больше. Трудно мне. Не могу больше тащить этот воз. Если б вы знали, как мне трудно. У нас с сентября месяца — по половине зала каждый день. Люди не хотят тратить деньги на театр. Зарплата маленькая у людей. Не до жиру, — напишет он потом на своей странице в Facebook. — Мы кормимся только от продаж. А их нету. Спасают мои гонорары. Но они не бесконечны».
Поможет ли Любимова и всем остальным? Обязательно поможет, уверен драматург. Просто пока об этом не говорит. «Ну вот стоит у меня, предположим, дома сейф, — шутит он. — А у меня и тут просят, и там. Я же не скажу: держите! Вам — миллиард, а вам — три. Надо все посчитать, взвесить и только потом давать обещания».