Экспертный совет при Центре творческого развития русского языка назвал главные слова 2017 года. Помимо «реновации» и «биткойна», в лексикон современного человека теперь входят еще «панч», «флоу» и «баттл» и другие словечки из сленга рэперов. «Шторм» решил выяснить, правда ли рэп-культура так сильно повлияла на нашу словесность и что вообще происходит с русским языком?
Всплеск интереса к баттлам стал ощущаться в августе этого года после исторической сходки Гнойного с Оксимироном. Рэп стал настолько популярным, что даже вице-премьер Ольга Голодец призвала лингвистов не игнорировать этот новый извод русский поэзии, а бывший министр культуры Михаил Швыдкой посвятил ему один из выпусков ток-шоу «Агора». По мнению гостей передачи, словесные поединки – это что-то подлинное и настоящее, да и вообще — глоток свежего воздуха.
На самом деле, вдрызг разносить друг друга представители нашей творческой интеллигенции умели и раньше. Вот как описывал это Дмитрий Кедрин еще в далеком 1936-м:
У поэтов есть такой обычай –
В круг сойдясь, оплевывать друг друга.
Магомет, в Омара пальцем тыча,
Лил ушатом на беднягу ругань.
Другой пример перепалки можно увидеть в фильме «Есенин», когда «последний поэт деревни» вступает в жесткий клинч с Маяковским. Конечно, в этом много киношного вымысла, но факт общеизвестен: литературные поединки действительно имели место.
Современные баттлы, конечно, намного жестче: в них нет цензуры. Делай что хочешь – унижай, разоблачай, рассказывай присутствующим интимные секреты соперника, главное — не бей. Но может ли это называться новым поэтическим языком — уже вопрос. И тут даже филологи пожимают плечами.
«К сожалению, я не слушаю рэп, а если и слышала какие-то вещи, то они меня не зацепили. Мне это не близко, – призналась «Шторму» филолог, автор исследований о русском языке Людмила Зубова. – Знаю, что многие уважаемые мною люди высоко оценивают это явление, но я к ним не отношусь».
Не заметила особого всплеска популярности рэп-культуры и филолог Анна Потсар.
«Возможно, слушатели действительно увидели, что тексты какого-то героя переполнены аллюзиями, реминисценциями и скрытыми цитатами, но в этом нет ничего радикально нового! – рассказала она «Шторму». – Это просто новый тренд. Так или иначе, любая эпоха порождает свой ритм, в котором мы воспринимаем реальность, словесный ряд, которым нам кажется уместным описать то, что с нами происходит. Но ведь это не для всех! Нельзя сказать, что рэп подхватили и стали слушать и младенцы, и старики».
По мнению Потсар, словечко «баттл» можно с успехом заменить на древнегреческое «агон», которое переводится как «борьба» или «состязание». А модные нынче слова «хайп» (ажиотаж) и «панч» (игра слов) и вовсе оставляют ее равнодушной.
«Язык способен на что угодно. Он – как море – может принести любые плоды: кому-то бутылку с письмом, кому-то обломок корабля, а кому-то дохлую рыбку», – добавила она.
Писатель и специалист по сленгу маргиналов Упырь Лихой тоже уверен: модные жаргонизмы не несут ничего нового.
«То, что кто-то создал шумиху вокруг какого-то «баттла», ровным счетом ничего не значит. Рэп — довольно-таки старое, уже седое музыкальное направление, «авторские песни постмодернизма», если можно так назвать этот синтез собственных стихов с фрагментами чужих композиций. С начала 90-х в России были известны многие зарубежные и отечественные рэперы, которых так или иначе все цитировали. Да тот же Сява был гораздо популярнее нынешних товарищей!» — сказал он «Шторму».
«Не прошло пяти минут, как я зароллил», «прикурил огромный блант»? — цитирует ученый знаменитого сэдбоя Pharaoh. — Ну, это может быть какой-то специфический рэперский или наркоманский сленг, не более того. У каждой субкультуры может быть сленг, но в городской жаргон просачиваются только отдельные слова и, как правило, долго там не задерживаются. Сленг автомобилистов или программистов, к примеру, оказывает на нашу речь куда большее влияние. А конопле – вообще все равно, как ее называют».
Рэп-культура настолько просочилась в сознание, что некоторые даже заговорили о необходимости интегрировать ее в школьную программу. Например, проводить в формате баттлов уроки литературы. Мол, новые дети, новые учителя, новые веяния. Остается лишь принять на веру слова экспертов и надеяться, что все эти рифмы и панчи рассосутся столь же стремительно, как вейпы, покемоны, наклейки, сотки и тамагочи.