Сегодня, 5 августа, в Пресненском суде прошло рассмотрение самого скандального уголовного дела этого года — о «пьяном» ДТП со смертельным исходом, которое 8 июня устроил актер Михаил Ефремов. Как анонсировал адвокат артиста Эльман Пашаев, у них есть серьезный козырь, доказывающий, что его подзащитный невиновен. Сработал ли этот план? И чего ждать дальше?
С самого утра к зданию суда были стянуты дополнительные силы правопорядка — видимо, чтобы успокаивать сторонников артиста, всячески выражавших ему свою поддержку. Там же расположились корреспонденты, которых Ефремов в этот день хотел видеть меньше всего. Неслучайно в его Telegram-канале появилась трагическая запись: «Какая разница, что питает, например, журналиста, вытаптывающего свой квадратный метр под твоей дверью или под окном. Он же и в страшном сне не представит себе, что вот так же могут когда-то встать и под его дверью. «Это не про меня». Или начотдела, посылающего репортера бросить в тебя вопросы, ради того только, чтобы бросить их в тебя».
Одними из первых на место событий прибыли сестра актера Анастасия, писатель Дмитрий Быков, актер Никита Высоцкий и адвокат Эльман Пашаев. Несмотря на то что последний был в приподнятом настроении и расположен общаться, услышать от него что-то конкретное не удалось.
«Если Ефремова посадят — скажут, что адвокат виноват, если оправдают — то тоже. Я же не могу всем угодить, понимаете? — объяснял Пашаев. — Вы знаете, у нас есть презумпция невиновности. Давайте сначала определим его вину, потом будем что-то говорить».
«Что говорит он сам? Он ничего не помнит! — с акцентом на последнее слово продолжил он. — Если б он с первого дня понимал, что происходит, такого резонанса не было бы».
Первая реакция: недоумение. Как это — не помнит?! А как же он тогда признал свою вину? Ну еще тогда, сразу после ДТП. Пока не передумал обратно. Неужели в этом и заключается тот самый козырь, на который Пашаев намекал незадолго до заседания? Или он в другом: есть конкретные доказательства того, что Ефремов невиновен? Ведь адвокат говорил еще и про кокаин. Мол, Михаил его никогда не употреблял и был в шоке, когда в его крови помимо алкоголя нашли наркотики. Интересно, какая версия выстрелит?
Тем временем в зале суда уже начинается заседание. Ефремов перечисляет даты рождения детей и место своей работы. Отмечает, что никогда не привлекался. После чего появляется еще один главный герой: Ирина Стерхова, гражданская жена погибшего в ДТП Сергея Захарова. Напомним, что у него была еще и официальная — Маргарита, так что кого признавать потерпевшей — вопрос. Пашаев сомневается.
«Ну, вместе отдыхали. Ну, мужчина с кем угодно может вместе отдыхать, — высказывается Пашаев об Ирине. — Может, он женщину в качестве собеседника брал? Может, ему скучно было?»
Не в силах это выслушивать, Стерхова покидает зал в слезах. Становится грустно. У нее любимый человек погиб, а все обсуждают, что там у них было: чувства или просто дружба. Жалко и самого Ефремова, который смотрит на присутствующих каким-то испытывающим, израненным взглядом. Правда, никакая боль не мешает ему вынести предупреждение адвокату потерпевших Александру Добровинскому.
«После прошлого заседания он сказал журналистам, что я сидел и похрюкивал, — говорит актер. — Я болельщик «Спартака», для меня это необидно, но у меня есть маленькие дети, которые смотрят новости!»
Около 12:00 начинается допрос свидетелей. По словам инспектора ДПС Александра Козлова, именно он предложил Ефремову зафиксировать состояние алкогольного опьянения, когда вместе со своим коллегой прибыл на место происшествия. 1,05 промилле — это много или мало? Это слишком.
«А точно ли Ефремов был за рулем?» — давят на него Добровинский и Пашаев. Козлов немножко сникает: лично не видел, но очевидцы говорят, что да.
Подтверждает, что был на месте трагедии и инспектор ГИБДД Павел Маркиянов. Говорит, что Ефремов без конца восклицал «Что я наделал» и «Как я виноват!», и по его бессвязной речи было понятно, что человек нетрезв. То же самое подтверждает коллега инспектора Андрей Веников. «Я ехал и врезался», — рассказал ему актер сразу после ДТП.
А теперь о главном. Что думает сам Ефремов. Виновен он или у него амнезия? Ответ решителен: нет. «Признать виновным себя не могу, так как ничего не помню», — заявляет он после того, как прокурор оглашает фабулу обвинения.
«Он ничего не знает и не помнит, — подтверждает его адвокат. — <...> Не то чтобы он злоупотребляет своим правом. Он реально ничего не помнит! Поэтому на данный момент признание вины считаем преждевременным». Что делает защитник потерпевших? Он улыбается.
«Ну не помнит господин Ефремов — тогда вспомнят другие, — выйдя к журналистам, иронизирует Александр Добровинский. — Так меня когда-то учили...» А еще — хрюкает в ответ на просьбу кого-то из корреспондентов прокомментировать выпад артиста в его адрес. Вот прямо так: «Хр!» И ведь это только начало. Страшно представить, что будет дальше!
Напомним, что кровавое ДТП с участием заслуженного артиста произошло в самом центре Москвы на Садовом кольце. Михаил Ефремов выехал на встречную полосу и столкнулся с небольшим грузовиком, за рулем которого был курьер Сергей Захаров. Позднее стало известно, что мужчина погиб. Актеру вменяется п. «а» ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека) и грозит от 5 до 12 лет лишения свободы. Впрочем, поклонники по-прежнему уверены: Михаила Олеговича подставили. В момент трагедии в машине был кто-то еще, и этот кто-то пытался его задушить, вот он и врезался. Иначе как еще объяснить след на шее кумира, а? Ремень безопасности такое не оставляет.