St
«Они и сами с усами»: мэтры кино рассказали, рискнули бы они снять «Штрафбат-2» по мотивам историй заключенных из ЧВК «Вагнер»
18+
Что на это ответили Владимир Хотиненко, Рашид Нугманов, Юрий Кара, Владимир Бортко и Александр Баширов? Коллаж: Daily Storm

«Они и сами с усами»: мэтры кино рассказали, рискнули бы они снять «Штрафбат-2» по мотивам историй заключенных из ЧВК «Вагнер»

Что на это ответили Владимир Хотиненко, Рашид Нугманов, Юрий Кара, Владимир Бортко и Александр Баширов?

Коллаж: Daily Storm

С началом СВО в российской культуре появился новый тренд: посвящать свои творения ЧВК «Вагнер». И хорошо, если автор действительно знаком с темой. Но чаще всего это просто набор романтических (как кому-то кажется) образов. Рассказать про окопы. Ввернуть про замесы. Добавить про «валькирий». И вот стихотворение или песня уже готовы! Коснулась эта мода и кинематографа, и теперь чуть ли не каждый молодой режиссер грезит снять что-нибудь героическое. А пойдут ли на это мэтры?


В сентябре прошлого года во многих Telegram-каналах появилось видео, на котором некий человек, похожий на бизнесмена Евгения Пригожина и называющий себя представителем ЧВК «Вагнер», предлагает заключенным одной из мордовских колоний принять участие в военной операции на Украине.


«Война тяжелая, на всякие чеченские близко не похоже, — не говорит — рубит он. — Расход боеприпасов у меня приблизительно в два с половиной раза больше, чем в Сталинграде!»


Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Военнослужащие российской армии отправляются на штурм Марьинки
Военнослужащие российской армии отправляются на штурм Марьинки Фото: Global Look Press / Цицаги Никита

Но это все-таки лучше, чем отсидка, продолжает мужчина: полгода на передовой — и освобождение. Хотя предупреждает: назад пути уже не будет. За любое дезертирство положен расстрел.


Не допускается и сдача в плен. «Когда вы будете обучаться, вам расскажут про две гранаты, которые вы должны иметь с собой», — сообщает выступающий. И уточняет: «У вас есть кто-нибудь с десяткой срока отсюда вытащить? Как вы думаете? Есть двое, кто вытаскивает: это Аллах и Бог в деревянном ящике. Я вас живыми вытаскиваю! Но не всегда живыми возвращаю».


Ну и чем не начало?


Тут и про мужество. И про преступление и наказание. И про этот нечеловечески страшный выбор: остаться в колонии и освободиться лишь через много лет или рискнуть своей жизнью и выйти уже в 2023-м.


Правда, режиссер «Афганского излома» Владимир Бортко разглядел в этом совсем другое. Тут не про выбор, считает он. А про дань времени.


«Насколько это кинематографично? — с удивлением переспрашивает мэтр в беседе Daily Storm. — Ну слушайте, война! Конечно, кинематографично! Что может быть более кинематографично, чем война? И то, что молодые режиссеры хотят снять о «Вагнере», — это понятно. О ней много говорят. Очевидно, что это одно из наших лучших воинских соединений! Чего же не снимать?»

Владимир Бортко
Владимир Бортко Фото: Global Look Press / Замир Усманов

«Взялся бы за такой фильм я? — продолжает артист. — С удовольствием! Главное, чтобы был хороший сценарий. Я настроен крайне патриотично».


И уточняет: уж не либералы ли мы, если интересуемся такими вещами?


Кстати, говорить на эту тему берется далеко не каждый. И хорошо, если люди честно предупреждают, что не могут этого сделать, потому что не обладают достаточной информацией (как это было с Кареном Шахназаровым). Большинство просто молчит!


Но мы не сдаемся и продолжаем звонить. Что на этот вопрос ответит  Владимир Хотиненко?


«Ну вы же понимаете, что у каждого может быть свое мнение на этот счет, — размышляет он в разговоре с Daily Storm. — И я не думаю, что здесь может быть один ответ. Дело в том, что такие события — а это моя точка зрения! — они требуют определенной дистанции. Они должны отстаиваться!»


«А пока это еще болит, пока это зияющая рана, — к этому рискованно даже прикасаться!» — поясняет мастер.

Владимир Хотиненко
Владимир Хотиненко Фото: Global Look Press / АГН Москва

«А если и вам когда-нибудь предложат снять такой фильм — вы согласитесь?» — спрашиваем мы.


«Не знаю. Пока не могу ответить на этот вопрос, — отвечает Владимир Иванович. — Все зависит от того, что (конкретно снимать. — Примеч. Daily Storm). Про Вьетнам вон сколько картин было снято! А когда это прозвучало? Прошло лет пять, прежде чем появилась возможность посмотреть на эти события уже целиком. Не причиняя никому лишнюю боль».


Но если Хотиненко считает, что прежде чем браться за «вагнеров», нужно подождать, режиссер Рашид Нугманов заявляет, что отверг бы такой сценарий еще на стадии предложения.


«Кинематографична любая тема! Любая, — говорит он в беседе с Daily Storm. — Нет запретных тем! Вопрос в том, какова позиция создателя фильма по отношению к своим персонажам».


«Пожалуйста, есть фильмы о Чикатило, — продолжает кинематографист. — Об антигерое. Потому что не выставлять же его хорошим! И вот авторы анализируют: а как так произошло? Что привело человека на этот путь? То же самое и с «Вагнером». Одно дело искать героев, а другое — реально показывать, кто они такие и что они делают.


Конечно, любые позиции могут быть спорными. Все решает личное отношение режиссера к теме — к предмету своего произведения. Но если делать пропагандистские картины про ЧВК... Я лично даже представить не могу, чтобы я мог таким заниматься!»

Рашид Нугманов
Рашид Нугманов Фото: РИА Новости / Кирилл Каллиников

Откуда такое отношение? — переспрашивает автор «Иглы»? А здесь все просто. В любой стране мира есть своя регулярная армия, которая содержится на деньги налогоплательщиков, следует уставу и выполняет государственное задание согласно принятым в обществе принципам. В отличие от «Вагнера», где служат исключительно наемники.


«Я далек от схем, откуда идут деньги на их содержание, но, по идее, они оплачиваются такими же частными заказчиками, — предполагает Рашид Мусаевич. — В общем, темный лес!»


«Ну и что они могут сделать? — интересуется он. — И какие у них принципы?!»


Не согласился бы снять такую картину и режиссер фильма «Завтра была война» Юрий Кара.


«Ну они и сами про себя снимают, — говорит он Daily Storm. — А чего вы смеетесь? У них уже вышел и «Солнцепек», и «Лучшие в аду». Кстати, «Солнцепек» я видел — и могу сказать, что он сделан на хорошем уровне!»


«То есть они сами с усами, — продолжает наш собеседник. — Я смотрю, у них даже своя команда. Поэтому у меня и мысли не было…»

Юрий Кара
Юрий Кара Фото: Global Look Press / Комсомольская правда

«А если бы вдруг предложили?» — интересуемся мы.


«Ну смотря, какой сценарий, — отвечает Юрий Кара. — Я бы сначала почитал».


«Хотя вопрос несколько провокационный, — вдруг передумывает режиссер. — Нет, я бы не стал вмешиваться в их работу».


К слову, про «Солнцепек» и «Лучших». Кто видел эти картины — знает, что все они сделаны в жанре военного боевика и настолько откровенны, что в какие-то моменты даже приходится закрывать глаза.


«У нас есть контракт. Контракт с компанией. Контракт с Родиной, с совестью. И мы будем исполнять его до конца. Живыми или мертвыми», — сообщается в одной из аннотаций.


Отчаянно? Да. Мужественно, смело. Но как же им не хватает хотя бы капельки лирики, как в знаменитых советских «Двух бойцах» или в ленте «В шесть часов вечера после войны»!


Может быть, ее согласится добавить снимавшийся в «Штрафбате» Александр Баширов?

Александр Баширов
Александр Баширов Фото: Global Look Press / Киностудия «Ленфильм»

«Да я тут за кулисами... А что случилось-то? — спрашивает он. — Снять про «вагнеров»? Конечно! Это же так круто! Это же такой материал!»


А потом шепчет: «Ну все, я пошел! Мне на сцену».

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...