В пятницу на YouTube появился рекламный ролик Центробанка, посвященный выпуску новой купюры достоинством в две тысячи рублей. Вместе с актерами и певцами в видео песню про «Владивосток две тыщи» спела и председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина.
По всей России раздались громкие хлопки. То были не аплодисменты, а звонкие фейспалмы — мало кто понял, зачем высокопоставленной чиновнице понадобилось сниматься в рекламе. Заслуженный экономист России, действительный государственный советник первого класса, краснодипломница МГУ... Эльвира Сахипзадовна в странном клипе на хит «Мумий Тролля» выглядит так же уместно, как токарно-винторезный станок под детсадовской новогодней елкой. Впрочем, на общем фоне властей предержащих, которым в последние годы изменило чувство вкуса, глава Центробанка была еще ничего.
Она всего лишь в хоре под фанеру исполнила классический рок-хит. А не зачитала соло рэп собственного сочинения. В два-ка-семнадцать желание хайпануть немножечко и представить на суд общественности свои вирши посетило неоправданно многих людей. Хайпожорству предались даже те, кому положено быть скучными по федеральному закону о государственной гражданской службе. Не говоря уже о политиках на выборных должностях и в поисках оных. Им-то сам бог велел выпендриваться. Или позориться.
Немного истории
История неловких экспериментов чиновников и политиков в искусствах уходит корнями в 90-е — вспомнить хоть танцы Ельцина и Зюганова. В нулевые чиновники и политики продолжали радовать в основном любителей современной хореографии. Здесь главной вехой можно считать президентскую пляску Дмитрия Медведева на встрече выпускников под «Американ бой» группы «Комбинация». Ее прекрасно спародировала команда КВН «ПриМа»:
И вообще, тогда много шутили по этому поводу. Впрочем, тогдашний глава государства так и не смог перетанцевать главного колбасера от государственной власти — президента Чувашии Николая Федорова. Немудрено: Николай Васильевич считался политическим тяжеловесом еще в допутинские времена, главой Чувашии он впервые стал в 1994 году. А в народе нынешний зампред Совета Федерации еще до известного видео 2008 года получил прозвище Коля-праздник.
Можно вспомнить творчество Евгении Васильевой. Настоящий человек Возрождения, бывшая начальница департамента имущественных отношений Минобороны прославилась и как талантливая певица, и как плодовитый художник... Впрочем, широкая общественность узнала о ее талантах уже после отставки.
Другой чиновник, кому стыд не соль, глаза не выест — Виталий Мутко, которого за лингвистический дар стебут даже коллеги. «Запеть» его заставил известный ютубер Энджойкин, сделав ремикс на классическую речь министра «Лет ми спик фром май харт». Впрочем, если экс-министру спорта и есть чего стыдиться, то это видео, как и уровень английского, будет не в первой десятке.
В целом же на смену Терпсихоре шли Талия и Эвтерпа. К концу нулевых рэп, как известно, стал важнейшим из искусств. Косвенным подтверждением этому был визит Владимира Путина на «Битву за респект» в 2009 году.
Победитель «Битвы» Рома Жиган хотел даже записать с тогдашним главой правительства совместный трек, но не тут-то было: вместо дуэта с нацлидером исполнитель в итоге оказался в тюрьме. Впрочем, на то он и ганста. Так или иначе, к моменту ходки Жигана триумфальное шествие рэпчины по стране было уже не остановить. А в речитативе стали упражняться даже чиновники не самого высокого уровня.
Так, в 2013 году начальник управления культуры министерства обороны РФ Антон Губанков исполнил рэп о службе в армии.
А среди политиков в 2016 тему рэп-баттлов впервые использовала партия «Справедливая Россия». Она выпустила несколько роликов-«дебаттлов», в которых персонаж Оксимиронов оппонировал эмси Джи-Рику, ЗюГГано и Эмдведу. Поскольку это случилось еще до того, как помешательство на хип-хопе достигло высшей точки, все выглядело более-менее пристойно, тем более что было описано еще Пелевиным в 2003 году: в романе «Числа» были персонажи детского политического шоу Зюзя и Чубайка.
YouTube не краснеет
По-настоящему массовым полит-рэп стал в уходящем 2017 году. Первые признаки умопомрачения обозначились в марте, когда группа «Грибы» выпустила видео на песню «Тает лед». На сегодняшний день клип собрал почти 150 миллионов просмотров. Кажется, каждый из посмотревших сделал на него пародию. Версий хита было так много, что YouTube не успевал их обрабатывать, а аудитория — смотреть.
Первым начал таять лед у вице-губернатора Ленинградской области, а ныне депутата Госдумы Сергея Яхнюка, который первым среди госслужащих выступил в жанре рэп-пародии.
«Грибное» было и у мэра города Альметьевска (Татарстан) Айрата Хайруллина. Он снял пародию на «Тает лед», чтобы позвать жителей города на субботник.
Ну а приз за самую большую дикость, связанную с «Грибами» и политикой, отправляется в Краснодар. Местные пенсионеры из знаменитых «Отрядов Путина» использовали знаменитый мотив для дисса на Алексея Навального, и это было так плохо, что... обычно говорят «уже хорошо», но нет, это было вовсе не хорошо.
На донышке
В августе Оксимирон схлестнулся с Гнойным. Благодаря бою века о рэп-баттлах узнали даже схимники в скитах и морские коровы. Всем окончательно снесло крышу. К примеру, сейчас, в декабре, это одно из главных развлечений на корпоративах, причем сценаристы, согласно главному закону рынка, взвинтили цены до заоблачных высот.
Однако вернемся от к чиновникам. Упомянутый выше Сергей Яхнюк в сентябре стал депутатом Госдумы, но весенний рэп-посев агрария к осени дал обильные всходы. Яхнюку ответило сразу трое вице-губернаторов: Сергей Перминов (внутренняя политика), Михаил Москвин (строительство) и Олег Коваль (ЖКХ). Приведем здесь стихи Сергея Перминова:
Да, нехило бьет в лоб ленинградский хип-хоп.
Взрастает с полей,
Крутит землю быстрей.
И без Кольки Гумилева колки —
Санкции бьем в осколки!
Яхнюк без оксюморона входит
Без стука и лишнего звука
в зал славы рэпа.
Вот об этом тема эта.
Стиховеду Кириллу Головастикову, редактору «Арзамаса», к которому «Шторм» обратился за комментарием, вирши эти напомнили «Шарики детские» из «Трилистника балаганного» Иннокентия Анненского, стилизованные под раешный фольклорный доломоносовский стих.
В конце концов чиновники стали отвечать самим главным рэп-дуэлянтам года. Например, когда Гнойный назвал Челябинск российской столицей СПИДа, ему парировал пресс-секретарь губернатора области Бориса Дубровского Дмитрий Федечкин: «Йо, Гнойный, здесь Челяба, здесь пипл не точит зуб. Скажи нам «просто сорри за то, что был так груб». Невежливо, чувак, когда ты рубишь кэш, и там где рубишь кэш, запиливаешь трэш». Раунд, как говорится.
Впрочем, главным политрэпером года можно назвать все же представителя законодательной власти. Лавровый венец глашатая улиц достается депутату питерского ЗакСа единороссу Андрею Анохину. Сначала он просил прокуратуру проверить нашумевший поединок Oxxxymiron и Гнойного на экстремизм, призывы к разжиганию межнациональной розни и оскорбления чувств верующих. Затем баттлил сам с другим питерским парламентарием Максимом Резником. А промежуточным финалом рэп-карьеры Анохина стала его декабрьская словесная дуэль с картонной коробкой (парламентарий победил). Коробка, напомним, спарринг-партнером законодателя стала вынуждено, на ее месте должен был быть Навальный, но он на вызов Анохина не ответил. Техническое поражение.
Трудно избавиться от ощущения, что своей ролевой моделью политрэперы осознанно выбрали Петросяна и Ещенко с их знаменитой молодежной интермедией на концерте 1997 года «Финансы поют романсы».
Впрочем, не рэпом единым жив человек. От классической силлабо-тоники наши чиновники тоже не воротили нос. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, известный служитель Эвтерпы, в 2017-м не только посвятил ругательные стихи президенту Додону, не попав в Молдавию, но и разразился несколькими песнями. Одна, «Ленка, голая коленка», напоминает классику шансона, музыкально стилизованную под финский фолк. Посвящена она детской влюбленности зампреда правительства.
Другая — «Она не похожа на всех» — гимн женщине-эмансипе. Текст там такой: «Женщины золото любят, охотно меняют свободу на клетку. Девушек золото губит, рубят голубки топориком ветку. Знают мужчины могущество злата, ищут мужчины для сердца подруг». Потом в песне появляется образ женщины-воительницы, про которую говорится, что она не похожа на всех.
Что ж, окончить этот обзор хотелось бы цитатой из все того же Пелевина: «В древние времена в нашей стране чиновников назначали на важные посты после экзаменов, на которых они писали сочинения о прекрасном. И это был очень мудрый принцип — ведь если человек понимает в том, что неизмеримо выше всех этих бюрократических манипуляций, то уж с ними-то он без сомнения справится <...> Если вы продаете партию пулеметов, так сказать, в пустоту, из которой вам на счет поступают неизвестно как заработанные деньги, то вы мало чем отличаетесь от кассового аппарата. Но если вы продаете ту же партию пулеметов людям, про которых вам известно, что каждый раз, когда они убивают других, они должны каяться перед тремя ипостасями создателя этого мира, то простой акт продажи возвышается до искусства и приобретает совсем другое качество. Не для них, конечно, — для вас».